Председатель Общества вепсской культуры, старший научный сотрудник сектора этнологии Института, языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН Зинаида Строгальщикова прокомментировала «Чернике» решение сессии совета Рыборецкого вепсского сельского поселения, который в конце прошлой неделе высказался за внесение изменений в Устав муниципального образования, отменяющих прямые выборы его главы:
– Сложно понять причины, которые заставили совет Рыборецкого вепсского сельского поселения принять решение об упразднении прямых выборов главы муниципального образования. Теперь выбирать его будет не местное население, а комиссия, в которой половина членов будет назначаться советом Рыборецкого поселения, а другая половина — главой Прионежского муниципального района. Еще более удивительными по представительству местного населения, одобрившими такие изменения в Устав поселения, выглядят итоги проведенных 7 марта «публичных» слушаний: за – 9, воздержались – 8, против – нет. Сообщение об итогах этих слушаний появилось в газете «Прионежье» только в день проведения сессии, а о сути одобренных решений — ни слова.
К решению совета Рыборецкого вепсского сельского Совета, принятому 14 апреля 2017 года, республиканская власть должна отнестись очень серьезно. Не повторим ли мы историю с Сунским бором?
Рыборецкое вепсское сельское поселение входит в «Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, утвержденный распоряжением президента страны Владимира Путина (№ 631 от 8 мая 2009 г.), в то время председателем правительства РФ. Вепсы с 2000 года имеют статус коренных малочисленных народов Российской Федерации, а с 2006 – статус коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Специальным документом правительства РФ, подписанным Путиным в мае 2009 года, утверждена Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2025 года. В ней перед органами власти поставлена задача содействия социально-экономическому и этнокультурному развитию мест проживания коренных малочисленных народов, обеспечения доступа их к природным ресурсам и многое другое для создания достойных условий их жизни на своей малой родине. В регионах, вслед за правительством России, должны периодически утверждаться мероприятия, направленные на реализации задач Концепции по отношению к проживающим в них народам Севера.
В Стратегии государственной национальной политики РФ, утвержденной президентом РФ в 2012 году, как документе стратегического планирования в этой сфере, проблематика коренных малочисленных народов занимает важное место. Особо отметим, что одной из задач по совершенствованию государственного управления в сфере государственной национальной политики (пункт 21а.), является «создание условий для участия коренных малочисленных народов в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы». Насколько мнение депутатов (4 из 7) отражает общее мнение населения? И могут ли 17 участников «публичных» слушаний принять столь важное решение? Если причиной отказа от прямых выборов руководителя муниципального образования стало бездействие главы Рыборецкого поселения, то почему совет не добивался досрочного прекращения ее полномочий? Где ответственность за ситуацию в Рыборецком поселении администрации Прионежского района, министерства по национальной политике Карелии? Повод ли это лишать местное население выборов своего главы?
Вепсская делегация только что вернулась с VIII cъезда Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, который прошел 24-25 марта в Салехарде, перед проведением очередного Арктического форума в Архангельске. Самым острым на этом съезде оказался вопрос, почему компании, которые ведут добычу полезных ископаемых в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов, в одних регионах ведут «ответственное природопользование» – соблюдают экологические требования, заключают соглашения с местным населением о выделении дополнительных средств на их социальное развитие, а в других – ограничиваются лишь перечислением положенных средств в бюджет региона, беззастенчиво используя невозобновляемые ресурсы на родине малочисленных народов.
Я бы просила читателей «Черники» просмотреть трехминутный ролик, который был подготовлен к VIII съезду ассоциации в Салехарде, о состоянии учреждений культуры в вепсских сельских поселениях. И как их современное состояние соотносится с тем, что на территории Рыборецкого поселения самое большое число карьеров, ведущих добычу строительного камня?
По заверению высокопоставленных федеральных чиновников, участвовавших в работе съезда, решение этой проблемы должно быть найдено. Соблюдение особых условий ведения бизнеса на территории проживания коренных малочисленных народов требует и Государственная комиссия по вопросам развития Арктики, поскольку ориентируется на международное законодательство в области защиты прав коренных малочисленных народов, что гарантировано и Конституцией России.
Карелия не смогла добиться включения трех своих районов в Арктическую зону, но вепсская делегация как представители коренного народа Евро-Арктического Баренцева региона примет участие в Первом саммите коренных народов Евро-Арктического Баренцева региона, который пройдет по инициативе министерства иностранных дел России в Москве 28 апреля 2017 года. Проблемы ведения бизнеса на территориях традиционного проживания коренных народов включены в повестку дня саммита.
В Карелии действует Совет карелов, вепсов и финнов при главе республики. Он должен рассматривать актуальные вопросы, связанные с их жизнедеятельностью. Ситуация с решением сессии Рыборецкого вепсского сельского поселения должна быть вынесена на обсуждение этого совета! В данном решении очевидно полное противоречие тем задачам, которые правительство России ставит по отношению к коренным малочисленным народам Севера, к которым относятся вепсы.
Источник: https://mustoi.ru/zinaida-strogalshhikova-mogut-li-chetyre-deputata-lishit-vepsov-vyborov-glavy-poseleniya/