Этнические стереотипы в отношении некоторых народов России зачастую не имеют отношения к их реальному характеру и особенностям поведения. Особенно «повезло» в этом плане чукчам. Они, например, не говорят постоянно «однако»: их язык достаточно богат для того, чтобы обходиться без слов-сорняков.
А неторопливость, свойственная этому народу, кажущаяся медлительность – всего лишь необходимые составляющие выживания человека в условиях Крайнего Севера.
Климат Чукотки чрезвычайно суров. Здесь в воздухе меньше кислорода, максимум дней без солнца. А по скорости ветра, количеству штормов и ураганов Чукотке нет равных. Даже в летние месяцы может начаться снегопад. Средняя температура воздуха в этом регионе отрицательная: — 4,1°С.
— Природа — наш Бог, — говорит Александр Тевлялькот, заслуженный артист РФ, в прошлом участник ансамбля «Эргырон». — Мы ее любим, оберегаем и даже угощаем. Это живой организм, в котором нельзя просто так что-то менять. Камень случайно ногой задел — переверни, положи на место, ведь это чей-то дом. Природа, вернее, духи, которые ее охраняют, всегда наказывают за плохие поступки. У нас считается, если не делать плохого, не брать лишнего, можно второй раз родиться.
Даже комара или овода чукчи стараются смахивать с себя, а не убивать. А на резонное: «кусают ведь?» отвечают, что даже укус комара полезен — иммунитет вырабатывается: на второй-третий день в тундре места укусов почти не воспаляются. Все в природе не просто так, даже кровососы!
Спят чукчи мало, и это несмотря на то, что ведут очень активный образ жизни, много двигаются.
Говорят: опасно быть рабом сна. 4-5 часов вполне достаточно для восстановления сил. Чтобы выжить на Чукотке, нужно постоянно работать. Чукчи так привыкли к этому, что совершенно спокойно могут не спать по нескольку дней.
— Наша природа скудна и ранима. Северный континент получает мало солнца, поэтому и процессы восстановления очень длительны, — говорит Надежда Вуквукай, сотрудник чукотского филиала НИИ Дальневосточного отделения РАН. — Мы вынуждены беречь энергию, которую получаем. Знаете, почему у нас кожа смуглая? Она лучше воспринимает и сохраняет энергию. Распространено мнение, что люди на Севере заторможенные. Но это только на первый взгляд так кажется. На самом деле мы просто меньше свои эмоции проявляем.
Чукчей с раннего детства приучают, что нельзя недобро смотреть на человека, ругаться или же, наоборот, слишком радоваться.
Все для того, чтобы сохранить целостность организма, энергетическое здоровье. Посмотрите на южан — вот где сплошные эмоции! Все из-за того, что там южное солнце и людям легко получать витамины из растительной пищи.
Действительно, у северных народов совершенно другая кухня. Они хуже усваивают углеводную пищу. А продукты своей, привычной белково-жировой кухни раньше даже заквашивали. Продукт «дозревал» в определенных условиях: молекулы белка расщеплялись до аминокислот, которые сразу усваиваются организмом. В итоге — меньше калорий тратилось на переваривание.
Взаимоотношения с природой, с духами на Чукотке и сегодня не сильно изменились.
Например, здесь не вызывает удивления, когда врачи реанимации советуют родственникам обратиться к высшим силам, чтобы помочь больному в критической ситуации.
— Каждый раз, когда в семье появляется малыш, мы собираем всех родственников и идем на берег лимана, — рассказывает Галина Нотатынагиргина, руководитель этноэкологического кружка «Эйнекей» («Звоночек»). — Проводим обряд благодарения огня, разворачиваем ребенка, показываем солнышку и даем ему имя. Бывает, что живет с ним человек не всю жизнь. Как-то мой внук очень серьезно заболел. Был в реанимации и даже чуть не погиб. Врачи сказали, что все слишком серьезно и люди в таком деле помочь не могут. Если соблюдаете национальные традиции, попросите духов, чтобы они помогли. Мы собрались всем родом на берегу лимана и попросили у старухи Моря («море» в чукотском женского рода), чтобы она дала ребенку новое имя. Вам, наверное, с трудом в это верится, но уже к вечеру мальчик пошел на поправку.
Ситуация с именами у чукчей вообще очень непростая. Часто бывает, что фамилия, записанная в паспорте, на самом деле имя.
— Моя теперешняя фамилия, — говорит Лариса Выквырагтыргыргына, методист по издательской деятельности чукотского центра Института развития образования и повышения квалификации, — это имя моего мужа, данное ему при рождении. Когда он получал паспорт, имя записали как фамилию, у нас так часто делают. Переводится имя моего мужа, как «возвращающийся в каменное жилище» или есть еще вариант «возвращающийся в жилище камнем». До замужества у меня было свое имя. У нас человека, который родился на свет, нарекают в связи с событием, происходящим во время дня его рождения. Я родилась летом, в то время, когда из почек острыми зубчиками торчали верхушки зеленых листочков. Так меня и назвали — Рыскынтонав. Когда мне выдавали свидетельство о рождении, мать записали Гуанаут, отец — Тамму — без имени, отчества, а я Рыскынтонав. И тоже без отчества. Ведь имя отца записали как фамилию. То же может произойти и с нашим ребенком, и у него будет другая «фамилия».
Характер чукчей, их спокойствие, невозмутимость, сдержанность, терпеливость сказываются и на том, как они говорят. Они мало делятся своими эмоциями, стараясь не расплескивать то, что у них внутри. Ведь это богатство, которое легко потерять. Раньше считалось, что, когда слишком много о чем-то говоришь, это уходит из тебя, и духи могут воспользоваться тем, чем ты не дорожишь.
Даже в любви чукчи признаются более сдержанно, чем другие народы.
Мужчина никогда не скажет женщине: «Я тебя люблю». По-чукотски это даже звучит коряво. Чаще на чувства намекают каким-нибудь делом или знаком. В крайнем случае могут сказать: «Я всегда о тебе думаю» или «Мне трудно без тебя обходиться». Чукотские женщины понимают и ценят такие признания.
Петр Егоршев
Источник: https://nazaccent.ru/content/2135-o-chukchah-bez-odnako.html