Эскимосы — один из немногих малых народов, который смог до нашего времени сохранить древний обычай татуирования. Это было обусловлено тем, что среди первостепенных мотивов татуирования был лечебно-медицинский. Несомненно, данное назначение тату было известно многим народам в их длительном историческом пути создания культурных ценностей-ориентаций (представители Пазырыкской культуры знали способность точечных черточек-наколок уменьшать боль в позвоночнике).
Об особенностях татуировки эскимосов Чукотского полуострова нам известно благодаря исследованиям специалиста в области этнической татуировки народов мира СИ. Руденко. «Летом 1945 года, — писал он, -занимаясь археологическими исследованиями на берингоморском побережье Чукотского полуострова, я посетил все эскимосские поселки. В отличие от береговых чукчей, у эскимосов я повсюду видел татуировку как на лицах, так и на руках, особенно распространенную среди женщин.
На севере, в районе мыса Дежнева, она не сложная: обычно несколько вертикальных прерывистых линий покрывают подбородок; иногда у уголков рта имеются кружки. На юге, от мыса Чаплина до поселка Сирэник, татуировка часто встречается довольно сложная, двумя линиями идущая от лба вдоль носа, покрывающая нередко обе щеки, подбородок, кисти с запястьем и предплечья рук».
В ожидании парохода в бухте Провидения С.И. Руденко имел возможность заниматься зарисовкой татуировок в эскимосском поселке Урэлик, часто посещаемом эскимосами других поселков. И ему посчастливилось. В Урэлике он встретил эскимосок из всех южных поселков и в короткий срок смог сделать немало зарисовок.
У современных эскимосов сохранился обычай татуирования девушек с наступлением половой зрелости, до замужества. Наносимые узоры служат общепринятым правилам — обряду данной этнической группы и одновременно, по нашему мнению, являются украшением. Они отвечают сложившейся моде и представлениям о красоте и привлекательности для противоположного пола.
Техника эскимосской татуировки проста: нитку, натертую сажей, продергивают под кожей. Издавна самую сложную татуировку опытная женщина делала в течение одного, реже — двух дней. Мужчины татуировались редко, чаще всего их рисунки представляли собой круги или полукруги на щеках или у уголков рта, а также короткие линии на висках, и лишь у одного из исследуемых были фигурки человека (юхак) на лбу, над бровями.
Татуировка женщины гораздо богаче и разнообразнее. Обычно на подбородке, от нижней губы вниз, идут три, пять, семь двойных, реже тройных линий, такой рисунок наблюдал Нельсон у аляскинских эскимосов. Две параллельные линии, нанесенные на лбу между бровями, спускаются вниз по обе стороны носа. Сложнее татуировка щек. Не встречается точного повторения рисунка на обеих щеках. Как правило, правую щеку покрывает татуировка более сложная, чем левую. Иногда татуируется только одна щека.
В нащечной татуировке от висков к углам нижней челюсти спускаются три прерывистые параллельные линии, от которых к уху и ниже по щеке нанесен более или менее сложный рисунок. Менее сложный узор татуировки на левой щеке образуют «китовые хвосты», насаженные на прерывистые линии, или более сложные «китовые хвосты», переходящие в «рога».
Между нащечной татуировкой и углами рта изображаются двухлинейные полуподковки (тутак) или кружки с точкой в центре.
На руках женщин татуировка покрывает тыльную поверхность ладони, запястье и нижнюю часть предплечья. Узором чаще покрыты обе руки, но иногда — только правая или левая. От запястья до пальцев, по середине кисти проведены две немного расходящиеся к переднему концу рисунка линии, на которые насажены дуги, иногда с кругами и «китовыми хвостами».
Несмотря на кажущееся, на первый взгляд, разнообразие рисунков татуировки рук, она всегда состоит из сравнительно небольшого числа традиционных элементов, присущих эскимосской накожной живописи. Это — «китовые хвосты», насаженные на прямые линии, дуги или круги, концентрические круги и эллипсы, лопатки, трезубцы, скребки.
Говоря о расширении семантики и мотивации эскимосской татуировки, С.И. Руденко подчеркивал, что ранее она, несомненно, имела магический смысл.
Одним из самых распространенных, по его мнению, символов татуировки была V-образная фигура, повсеместно трактуемая эскимосами как «китовый хвост», что было связано с особым отношением к киту. Этот мотив встречается в татуировках щек и рук женщин, у углов рта — у мужчин. Магическое значение имели вороньи лапки, изображенные над бровями.
Татуировка, сохранившаяся до наших дней, практиковалась у эскимосов почти двести лет назад. Такая стойкость обычая, отсутствие какой-либо эволюции как в общей композиции, так и в частных элементах рисунка, несмотря на существенные изменения, происшедшие за это время в материальной культуре и в общественном укладе жизни эскимосов, свидетельствуют о глубокой древности этого обычая.
В дописьменный, преимущественно догосударственный, период своего развития первобытный этнос за многотысячелетнюю историю создавал культуру тату, которая, судя по всему, исчезнет только вместе с человеческим родом, несмотря на взлеты и падения в процессе развития. В течение долгого эволюционного пути накожная живопись определилась в общеметодическом, мировоззренческом плане и в прикладном конкретно-ролевом назначении, которое можно представить в следующих направлениях:
1) как посвящение в круг «избранных»;
2) как знак защиты — оберег;
3) как особая, броская метка для поиска и опознания;
4) как знак (символ), обладающий культово-магической, сакральной силой;
5) как элемент ритуала посвящения (введения) усопшего в загробную жизнь;
6) как семейно-родовой и личный, факсимильный росчерк (подпись) — клише (печать);
7) медико-лечебное, профилактическое и косметическое средство;
8 ) как разновидность художественного творчества.
С позиций методологии познания, тату выражала чаще всего мифологическое мировоззрение человека, а также являлась средством общения, «языком».
источник www.peterlife.ru