Селькупы — один из небольших аборигенных этносов Сибири, проживающий на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, в Красноярском крае и в Томской области [ком. 1]. Климатические и природные условия определяли своеобразие кочевого образа жизни селькупов, а основным видом деятельности на протяжении многих лет являлось оленеводство. Однако по результатам исследований томского этнографа Г.И. Пелих известно о владении селькупами искусством земледелия и обработки метала [2].
Музыкальная этнография эпизодически обращалась к творчеству северных народов, в том числе и селькупов. Уже в XIX веке учёные — путешественники и миссионеры писали об угасании «инородческих племён» и отмечали, что в данном процессе угасания коре
нного населения большую роль играла ассимиляция северных народов с пришлым русским населением. Это откладывало отпечаток на быте, образе жизни и культуре народа в целом. При таком интенсивно исчезающем состояние этноса особое значение приобретает исследование их музыкальной культуры и, в частно
сти, фиксация сохранившихся народных музыкальных инструментов.
Музыкальная культура малочисленных народов Севера практически не изучена, поэтому сведений о национальных музыкальных инструментах селькупов, очень мало. Это работыроссийских исследователей A.M. Айзенштадта, И.А. Богданова, Т.Ю. Дорожковой, Ю.И. Шейкина, О.Э. Добжанской а так же финских ученых А. Вяйзянена и Я. Ниеми. По сохранившимся обрывочным материалам в периодс XVIIIпо XX в. на территории расселения селькупов, можно судить о достаточно широком наборе селькупских музыкальных инструментов.
Музыкальные инструменты северных народов часто изготавливались из природного материала — хорошо высушенного дерева, волоса, травы, жил, кости, листьев. Изготовление инструментов не требует особого мастерства и не занимает много времени.На музыкальных инструментах играли в обычной обстановке и во время религиозных церемоний, где они выполняли функцию шаманской атрибутики, хотя само умение играть на музыкальном инструменте воспринималось, как дар, посланным сверху, и способность вступать в связь с духами, что было характерно только избранникам духов. По сохранившимся сведениям известно, что инструмент, изготовленный самим исполнителем, имел волшебную силу [3, с. 499].
В числе селькупских музыкальных инструментов наиболее часто встречаются разновидности идиофонический варган, из аэрофонов — природные тростники. Наиболее интересны щипковые варианты хордофонов, искусно изготовленные в виде лодки и птицы. По мнению специалистов по этноорганологии, наличие струнных инструментов, говорит о некогда развитой музыкальной культуре народа [2, с. 123]. К сожалению, на сегодняшний день вышеперечисленные музыкальные орудия практически не встречаются в повседневной культуре селькупов и их можно найти в немногочисленных музеях и описаниях.
Следует отметить, что в силу специфики исторического развития было неизбежное заимствование культурных традиций соседних племен: хантов, ненцев, северных и западных эвенков и тесно контактирующих с селькупами кетов. Это во многом определяет сходство их культур и музыкальных инструментов.
В данной статье сделана попытка обобщить известные сведения о селькупских музыкальных инструментах.
В основу систематизации, которые приведены ниже в виде таблиц, были положены основные принципы структурной классификации Э. Хорнбостеля и К. Закса [4].
Таблица 1.
Селькупские народные музыкальные инструменты. Идиофоны
Название инструмента |
Конструктивные особенности |
Индекс |
Классификация |
Кунгкыра |
Трубчатые соударяемые погремушки |
11.232 |
Набор ударяемых трубок |
Поллага* |
Два соударяемых куска дерева |
111.11 |
Соударяемые стержни |
Табыль-тюры |
Шаманский посох |
111.21 |
Ударяемые стержни |
Рана |
Языковый колокольчик, подвешенный за верхушку |
111.242.122 |
Висячие языковые колокола. |
Чючы кункыра |
Погремушка из пузыря рыбы |
112.1 |
Встряхиваемые идиофоны или погремушки |
Детская погремушка* |
Сплетена из прутьев краснопрутника |
112.1 |
Встряхиваемые идиофоны или погремушки |
Кутынь* |
Шаманский нагрудник, с прикреплёнными звучащими предметами |
112.1 |
Встряхиваемый идиофон |
Сонтырыймы, утая |
Нанизанные на нить высушенные позвонки рыбы. |
112.11 |
Нанизанные погремушки |
Аштэт амд* (Пеккэт амд) |
Звучащие предметы, прикреплённые на рога лося или оленя |
112.12 |
Рамные погремушки |
Ракша* |
Подвески-погремушки |
112.121 |
Встряхиваемые идиофоны или погремушки |
Щумыя* |
Косточки черёмухи, помещённые в срезанную трубку дягеля. |
112.13 |
Сосуд-погремушка |
Капшит |
Колотушка |
121.211 |
Одиночный ударяемый стержень |
Пынкыр |
Язычок крепится на металлической или костяной рамке |
121.22 |
Гетероглотический варган |
Таблица 2.
Мембранофоны
Название инструмента |
Конструктивные особенности |
Индекс |
Классификация |
Нуна* |
Барабан в форме цилиндра с натянутой кожей. |
211.211.1 |
Открытый цилиндрический барабан |
Пенер (нува) |
Шаманский бубен |
211.311 |
Односторонний рамный барабан |
Таблица 3.
Хордофоны
Название инструмента |
Конструктивные особенности |
Индекс |
Классификация |
Сонтырса очкын |
«Играющий лук» звуковая игрушка у детей |
112.11 |
Музыкальный лук |
Сёнтыря ынты |
Музыкальный лук, прикладываемый (или прикусываемый) одним концом к зубам |
311.121 |
Моно-геторохордные музыкальные луки |
Кагабылько |
Разновидность цитры |
314.122 |
Дощечная цитра с резонаторным ящиком |
Сондер-по* |
Щипковая лютня с корпусом составленная из дощечек |
321.321 |
Чашечная шейковая лютня |
Кумбырса |
Фрикционная лютня с долблённым корпусом |
321.321 |
Чашечная шейковая лютня |
Кага |
Фрикционная лютня с квадратным корпусом |
321.322 |
Коробчато-шейковая лютня |
Мочипы (чинг, чикы) |
Щипковый струнный инструмент. Шейка под углом к корпусу |
322.12 |
Угловая арфа |
Таблица 4.
Аэрофоны
Название инструмента |
Конструктивные особенности |
Индекс |
Классификация |
Косыль путы* (киким ту) |
Язычковая пищалка из толстого пера птицы или травы |
411 |
Аэрофоны с перемещением струи воздуха |
Тё сумы* |
Струя воздуха разрывается при прохождении сквозь край берёзовой бересты |
411 |
Аэрофоны с перемещением струи воздуха |
Нуты кикыма |
Пищалка язычковая, сделанная из стебля травы |
411 |
Аэрофоны с перемещением струи воздуха |
Кымпапо |
Симметричная дощечка, вращающаяся на сухожильных нитках |
412.22 |
Вращаемый свободный аэрофон |
Сетыля (сычапо) |
Свисток из тальника |
421.211.11 |
Одиночная флейта с наружной щелью |
Данные таблицы пополняется новыми названиями инструментов, что позволяет говорить о широком наборе селькупских музыкальных инструментов.
Комментарии:
1.По переписи 2002 года их насчитывается не многим более 4249 человек (из них на территории Тюменской обл. проживают —1857 человек в Ямало-Ненецком АО — 1797 человек, в Томской области — 1787 человек, в Красноярском крае — 412 человек).
2.«Народы, занимающие северные окраины Сибири и ведущие большей части кочевую жизнь» [1. c. 3].
3.Инструменты, отмеченные знаком * (звездочка), вводятся в научный оборот впервые.
Губайдуллин Ф.Ф. КЛАССИФИКАЦИЯ СЕЛЬКУПСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Источник:https://sibac.info/conf/philolog/xvi/29378