«Угощение луны» один из древнейших обрядовых праздников коренных народо Севера. Он символизирует у обских угров начало нового года и отмечается с февраля по март. По словам носителей культуры, в этот день просят у месяца, чтобы птицы, звери и рыба нарождались вновь, чтобы природа восполнялась, а люди были здоровыми и сытыми.
Дети природы
«В незапамятные времена жил на небе Месяц и был он мужем Солнца. Месяц был настолько прекрасен, что была у него Преследовательница. Всюду она за ним ходила, жизни ему не давала. Узнала об этом Солнце и стала за мужа бороться. Тянули соперницы месяц из стороны в сторону, вырывали друг у друга и разорвали. Солнечной женщине досталась половинка без сердца. Скатала она из того, что ей досталось маленького ребенка, и положила его в люльку и стала качать и лелеять. Ребенок вырастал, но взрослым был все три дня, а затем вновь убывал и превращался в неразумного младенца. И так продолжалось долго , пока солнечная женщина не измоталась. Она не могла даже поднять руки. Тогда она скатала шарик и со словами «Я не смогла, так пусть тебя небо растит и лелеет!» бросила шарик вверх, и шарик стал Луной. С тех пор Луна то возрождается, то умирает…»
Так гласит древняя быль народов ханты и манси. С тех незапамятных пор проводят они обряд поклонения нарождающейся луне. Праздник «Угощение Луны» символизирует у ханты и манси начало нового года и отмечается с февраля по март. В этот день просят у месяца, чтобы птицы, звери и рыба нарождались вновь, чтобы природа восполнялась, а люди были здоровыми и сытыми.
Улыбчивая и приветливая хозяйка праздника — заведующая отделом коренных народов Севера ИКЦ «Старый Сургут» поведала:
— Обряд угощения Луны «Тылащ поры», что с хантыйского языка переводится как «Месяцу – бескровная жертва», возник на стыке двух противоположных состояний природы – летнего бодрствования и зимней спячки. Этим обрядом мы как бы знаменуем переход от долгой холодной, темной зимы к весне, теплу и свету. Надо знать, что в верованиях обских угров, весь окружающий нас мир – деревья, камни, реки, озера, лес, трава и деревья – живые. Так же как и Солнце, Луна, звезды, небеса и у каждого есть свой дух. Вся жизнь человека неразрывно связана с природой, с небесами, и его жизнь подчиняется их законам и циклам. Аборигены знают и чтут эти законы и поэтому многие их праздники и обряды неразрывно связаны с природой, с животными: это и Вороний день, и Медвежий праздник. Наши предки верили, что общее благополучие человека связано именно с действиями небесных светил, огня, земли и воды, они жили по законам природы, потому что считали себя ее детьми.
Это какое-то колдовство!
Луна у обских угров символизирует благополучие, здоровье, достаток и благоденствие. Самому обряду предшествует ритуал, который весьма схож со славянскими календами (колядками). Также было принято ходить от дома к дому, собирать угощения, с той лишь разницей, что наши далекие предки пели обрядовые песни, а ханты вооружившись палками либо лопатами, подходили к чуму, проводили ими снизу вверх и приговаривали: «Божественный сын пришел, божественный парень пришел» — и рассказывали хозяевам о рождении луны. Этот ритуал самодеятельные артисты совершили с шутками-приговорами и благодарениями за угощение.
А после этого началось главное действо, без которого не обходится ни один праздник обских угров. На импровизированную сцену поднялся шаман. Эту непростую роль сыграл народный мастер Югры, художник-косторез Александр Сайнахов. При свете фонарей и снежном мерцании, ритмичные удары бубна звучали завораживающе.
Не удержалась, спросила стоявших рядом женщин:
— Как вам такой праздник? Вы что-то о нем раньше слышали?
— Все необычно, мне очень понравились их костюмы. Такие яркие, самобытные, их зимняя верхняя одежда – эти шубки с капюшоном, кажется малицы, смотрятся необычно и современно. Сам праздник в вечернем свете на улице просто прелестен, — не скрывает эмоций Галина Тамилова.
— Какое-то колдовство! Вечер, снег, бубен… — вторит подруге Тамара Малоросьянова . — Впечатляет! Мы живем в Сургуте с 1972 года. Ханты знаем как коренной народ Севера, но почти ничего не знали ни об их традициях, верованиях, обрядах. Поэтому такие этнические праздники для нас очень познавательные и интересные. Молодежи было много и это говорит о том, что ее тоже интересует жизнь коренных жителей нашего края.
Пусть все приумножится
Молодежь действительно пришла на «Угощение луны» и с большим интересом наблюдала за происходящим действом. Но далеко не всем было понятно, для чего собственно этот праздник проводится и в чем собственно его суть. Так подруги Валентина и Диана честно признались, что впервые видят культовый праздник обских угров:
-Мы случайно зашли на территорию «Старого Сургута» и увидели этот чум и скопление народа. Оказалось, что здесь проводят праздники «Угощение луны». Если честно, не все понятно. Но с другой стороны интересно. Мы знаем многие традиции и религиозные и народные разных народов – русских, украинцев, татар. А о ханты, которые живут рядом с нами — почти ничего. Это какой-то необычный, совсем другой мир. Непонятный, но интересный, поделились впечатлениями девушки.
Кульминация праздника – само угощение. Для этого специально приготавливают снежный стол, раскладывают бескровное подношение, обычно это испеченные из теста фигурки животных. Но и здесь следует соблюдать особый ритуал: гости должны разложить угощения Луне в берестяную посуду, а десять старейшин коренных малочисленных народов Севера несут ее на снежный стол. За неимение такого количества старейшин, угощение на стол возложили самодеятельные артисты. А вот простым зрителям и зевакам со стороны, заходить на территорию, где совершается таинство нельзя. Табу.
«Новый новорожденный, божественный сын неба! Здравствуй! Наполненный был и сейчас вновь народился. Прими наши угощения. Если мало еды – пусть она приумножится! Если чашка опрокинута – пусть наполнится! Если амбар опустел – пусть наполнится! Если ослабеют руки и ноги – пусть сила прибавится! Пусть люди здоровыми сильными будут!» С такими словами обращались далекие предки ханты и манси к Луне, поднося ей угощение.
Но вот угощения и подношения освящены, и хозяева праздника разносят его гостям с добрыми пожеланиями. Отказываться нельзя. Я взяла фигурку из корзинки – что это? Мишка косолапый. Наверное, добрый знак, ведь медведь у обских угров – культовая фигура, очень важная персона. С удовольствием уплела мишку, а в это время юноши и девушки принялись осыпать друг друга снегом: оказывается это тоже непременный ритуал. Аборигены верят, если осыпать друг друга снегом, умыться им, а еще лучше повалятся в нем, покувыркаться, то можно избавиться от дурных мыслей, зла и болезней. А значит, стать лучше, чище, добрей.
Источник http://ugra-news.ru/article/13022016/25587