Молодой весельчак, заместитель главного божества и последний алангасар: чем интересны Деды Морозы разных народов России? 18 ноября, в день рождения Деда Мороза, ИА «Удмуртия» представляет подборку «коллег» главного новогоднего персонажа.
Дед Мороз
Известный многим российский Дед Мороз живет в Великом Устюге. Его прообразом считают героя русских сказок Морозко (Мороз, Красный нос), который был хозяином холода и мужем злючки Зимы. Его описывали как маленького старца с длиннющей белой бородой, а по характеру он был скорее суровым, чем добрым. Привычный нам современный образ Деда Мороза сложился только к началу прошлого столетия, его ассоциировали с Рождеством. После революции Дед Мороз и Рождество стали пережитками прошлого, а в 1930 годы Деда Мороза снова «легализовали», но без Рождества. С тех пор в сознании жителей СССР, а потом и России, этот персонаж связан с Новым годом.
Тол Бабай
Тол Бабай — удмуртский Дед Мороз («зимний дед»), живет в своей резиденции в селе Шаркан. Это потомок удмуртских великанов — алангасаров. Когда на Земле появился человек, алангасары поняли, что им пора покидать родные места, и отправились далеко на север. Но один из них уходить не захотел, уж очень он любил природу родных краев. Она в ответ поведала ему тайны животного мира, передала знания о свойствах растений. Живя среди людей долгие годы, последний алангасар стал походить на человека. Он любил наблюдать за тем, как дети зимой катаются с горок. Однажды ребята его заметили, но не испугались, а позвали играть в снежки. Потом с увлечением слушали его необычно-волшебные рассказы. Нового друга дети назвали Тол Бабай.
10 декабря он будет принимать у себя своих коллег — других Дедов Морозов, в том числе российского.
Паккайне
Карельский морозец Паккайне вовсе не дед, а бойкий молодой человек, франт и весельчак. Он ежегодно собирает у себя других дедом морозов со всей России, проводит среди детей турниры по бадминтону, организует ярмарку… Словом, Паккайне — очень деятельный персонаж.
Легенда о появлении Паккайне гласит, что в начале зимы торговый обоз возвращался с ярмарки в Олонец. Мороз крепчал, а в это время жене одного из купцов приспичило рожать. Родился здоровый крепкий мальчик, который вполне благополучно перенёс путешествие до дома и заплакал только тогда, когда его внесли в избу. В память о необычном рождении родители назвали его Паккайне, что в переводе с карельского значит «Морозец».
Кыш Бабай
Кыш Бабай — аналог Деда Мороза у татар, однако этот персонаж не так прост, как кажется. По легенде, Кыш тенгресе, или Кыш Бабай — это один из «заместителей» верховного божества древних тюрков Тенгре, которому было поручено управлять зимой. В частности, он отвечал за веселое празднование Нового года, которое тогда проходило в самую длинную ночь в году — 22 декабря. Кстати, у Кыш Бабая не внучка, а дочка — Кар Кызы. Живут они в своей резиденции в селе Яна Кырлай Арского района Татарстана.
Ямал Ири
«Ямальский Дед Мороз Ямал Ири появился на свет вместе с рождением ямальской тундры и Полярного Урала. Наделен он волшебной силою, переданной ему добрыми духами Севера», — говорится на официальном сайте Ямал Ири — правителя Лукоморья.
Он живет в поселке Горнокнязевск и любит принимать гостей, которые завороженно слушают легенды и предания северного края. У Ямал Ири есть сказочные атрибуты — посох, который исполняет желания, если к нему прикоснуться, и бубен, который символизирует его связь с коренными народами Ямала, а еще — служит проводником в другой мир, полный волшебства, силы и энергии.
Эхээ Дьыл, или Чыссхаана
Эхээ Дьыл (Чысхаана) переводится с якутского как «мороз с ветрами». У якутского Деда Мороза полноценная семья, где у каждого свое занятие. Жена ответственна за зиму, дочери — за весну, лето и осень, при этом сам Эхээ Дьыл — фигура скорее церемониальная, как, например, президент Германии или английская королева.
Доставлять подарки зимнему волшебнику помогает его Бык. Именно от его рогов зависит погода в Якутии. В ноябре они заостряются — приходит мороз, в феврале выпадают — мороз уходит.
Большому семейству и верному Быку пока негде жить. Резиденцию для Эхээ Дьыл пока не построили (возможно, для его будущего дома пока добывают алмазы).
Источник http://udmurt.media/articles/turizm/12696/