В сложившейся за века «народной» педагогике эвенов главная роль отводится семье. В эвенском обществе всегда отмечалась особая мягкость в отношении к детям: они считаются здесь «глазами» матери и «душой» отца. Грубое и жестокое обращение с детьми осуждается обычаем, и родители обычно никогда не применяют таких наказаний, как порка и лишение еды.
При этом маленькие эвены живут в отнюдь не «тепличных условиях»: им предоставляется невиданная для их западных сверстников свобода. Принимая посильное участие во всех делах семейного сообщества, они познают мир самостоятельно, с помощью взрослых приобретая все необходимые жизненные навыки. Традиционное занятие эвенов — кочевое оленеводство, и дети эвенов с ранних лет приспосабливаются к условиям суровой кочевой жизни, «примеряя» к себе роль пастухов и охотников. Уже к пяти-шести годам они уверенно чувствуют себя в седле и учатся арканить оленей тяжелым кожаным арканом-маутом
Традиционное занятие эвенов – кочевое оленеводство, для них эти животные и главные кормильцы, и рабочая сила, и транспортное средство. Дети эвенов легко приспосабливаются к условиям суровой кочевой жизни. С ранних лет они осваивают непростые навыки оленеводства, «примеряя» к себе роль пастухов и охотников: уже к пяти-шести годам они уверенно чувствуют себя в седле и учатся арканить оленей тяжелым кожаным арканом-маутом
В сложившейся за века «народной» педагогике эвенов главная роль отводится семье. Эвенское общество всегда отличалось особой мягкостью в отношении к детям: их называли «глазами» матери и «душой» отца. Даже к маленьким детям принято относиться почтительно; если ребенок уже умеет ходить, гости, заходя в жилище, здороваются с ним за руку. Грубое и жестокое обращение с детьми осуждается обычаем, и родители никогда не применяют таких наказаний, как порка и лишение еды.
При этом маленькие эвены живут отнюдь не в «тепличных условиях»: им предоставляется невиданная для их западных сверстников свобода. Принимая посильное участие во всех делах семейного сообщества, они познают мир самостоятельно, с помощью взрослых приобретая все необходимые жизненные навыки, – ведь только так можно выжить в экстремальных условиях Севера.
Играем в пастухов
Дети эвенов приобщаются к ежедневному труду с самого раннего возраста. Сначала ребятишки лишь играют «в работу», подражая взрослым. Мальчишки представляют себя пастухами-оленеводами: они «кочуют» с места на место в поисках корма для своего стада; водят оленей на водопой. Из подручного материала ребята мастерят игрушки: из тальника – фигурки оленей и пастушье снаряжение, из кусков веревки – маут, аркан для ловли оленей.
Неизменный спутник эвенов – маут, аркан для ловли оленей длиной 9—16 м. Плетеный маут делают из шкуры взрослого оленя: вырезается узкая лента, которая складывается вчетверо и сплетается. Скрученный маут делают из кожи двухгодовалого теленка или кожи шеи взрослого самца. Плетеный маут используют только осенью и зимой, скрученный – круглогодично. Чтобы кожа аркана не усохла, маут при хранении натягивают между деревьями или палками
Все мальчишки с раннего детства мечтают освоить мастерство ловли оленя, и в этом им помогают родители: они показывают сыновьям, как правильно держать маут, как набрасывать его на рога или ногу оленя. Ребята оттачивают мастерство, сначала пытаясь набрасывать аркан на неподвижные предметы – рога, палки, пеньки. Затем усложняют себе задачу и с дружным хохотом арканят собак и проходящих мимо людей. Взрослые с удовольствием включаются в игру, давая малышам полезные советы.
Одной из трудных работ в оленеводстве считается ловля маутом самцов перед гоном для резки рогов. Но даже и в этом случае оленевод, держа маутом оленя, часто просит ребенка «помочь» удержать животное, и ребенок с удовольствием и гордым видом держится за маут. Окружающие взрослые одобряют его помощь громкими возгласами
ЭВЕНЫ – один из коренных малочисленных народов Севера. Ранее в этнографической литературе они были известны как тунгусы, а позже – ламуты. Численность этого народа составляет около 20 тыс. человек, основная часть проживает в Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Магаданской и Камчатской областях. Основные традиционные занятия – кочевое оленеводство, охота, рыболовство
Постепенно от имитации трудовой деятельности дети подключаются к настоящей работе, становясь полноценными помощниками родителям. Уже с трех лет мальчики помогают заносить вещи в чум при перекочевках, таскать камни на очаг, отвязывать на стоянках вьючные сумы и седла. Детей обучают охоте, и к пяти годам они получают собственный маленький лук и стрелы. С двенадцати лет мальчики уже пасут оленей наравне со взрослыми: в этом возрасте каждый из них должен уметь заарканить оленя и развести костер в любую погоду.
За «рулем» оленя
За исключением младенцев, маленькие эвены кочуют, как и взрослые, верхом на олене. При долгих и тяжелых перекочевках от ребенка требуется максимальная самостоятельность: он не только должен уверенно держаться в седле, но и управлять оленем. Поэтому навыки верховой езды прививаются детям с малолетства.
Обучение обычно идет в течение двух-трех месяцев. Сначала малыша привязывают к седлу, а мать идет рядом и поддерживает его; затем к оленю привязывают длинный (5—6 м) повод, и ребенок учится держаться в седле самостоятельно. Как только ребенок начинает понимать поведение животного и осваивает управление своим «транспортным средством», ему разрешают ездить самостоятельно.
У специальных детских седел (ханка) спереди и сзади имеются широкие и высокие луки, к которым по бокам крепятся тонкие бортовые доски (дуры). В результате образуется нечто вроде короба, куда усаживают детей в возрасте от трех до шести лет. Сзади иногда делают спинку из тальника или нечто вроде навеса, чтобы защитить малыша от дождя и комаров
Седла, отличающиеся очень простой конструкцией, эвены изготавливают самостоятельно. Верховые седла, в которых обычно ездят мужчины, имеют роговые и низкие луки, в обшивку набита шерсть, а сверху пришита шкура с головы оленя мехом наружу, покрывающая все седло вместе с луками. Вьючные седла отличаются более высокими деревянными луками, причем передняя украшена бисерной вышивкой — такие седла используются женщинами как верховые.
Ребенок у эвенов с детства приучался к самостоятельности и пользовался большой свободой.
По рассказам информатора В. Захарова, его родители перед своим уходом надевали на него кухлянку, крепко привязывали к оленьим нартам так, чтобы он не смог упасть или убежать, а рядом привязывали собаку – чтобы мальчик не скучал.
Когда родители бывали дома, они иногда привязывали сыну на спину колокольчик и отпускали его на улицу; ребенка было легко найти по звуку колокольчика, исполнявшего роль «радиопередатчика».
Подобный сценарий описал и известный эвенский писатель Н.С. Тарабукин в повести «Мое детство»:
«Кругом были скалы. И когда я смеялся, скалы все откликались и откликались.
Я не знал, что ушел так далеко…»;
«Я отправился в лес на поляну. Лес как будто потемнел и позеленел.
Зашел в самую глубину леса…»
Для малышей делают специальные детские седла – ханки – с более широкими и высокими луками, к которым по бокам крепятся тонкие бортовые доски. Ребенка пристегивали к седлу специальной лямкой, чтобы он мог играть, сидя в ханке. Для перевозки малыша специально выбирался смирный, непугливый олень.
При кочевке с младенцами их перевозят в специальной колыбели (бэбэ), которую уравновешивают на вьючном седле сумой. Спинка колыбели может подниматься, и кроватка превращается в креслице. Обычно в одной колыбели вырастают все дети в семье, а затем ее передают в приданое одной из дочерей.
И в сегодняшние дни эвены очень бережно относятся к многовековым традициям воспитания подрастающего поколения. Ничего не навязывая и не запрещая своим детям, не наказывая их за шалости, они направляют и вдохновляют их своим примером.
В то же время родители делают все возможное, чтобы ребята выросли сильными, закаленными, выносливыми, способными справиться с любой работой. Бережно храня семейные традиции, они передают их своим детям, – ведь семья всегда была главной ценностью в жизни этого кочевого народа.
Литература
Антонова В. Н. Возрождение прогрессивных народных традиций якутской семьи в социальной работе. М.: ВИУ, 2001. 180 с.
Одулок Т. Жизнь Имтеургина-старшего. Якутск: Кн. изд-во, 1987. 432 с.
Одулок Т. На Крайнем Севере. Якутск: Кн. изд-во, 1987. 432 с.
Тарабукин Н. Моя жизнь. Якутск: Кн. изд-во, 1987. 432 с.
Кимонко Д. Там, где бежит Сукпай: Повести, очерк и стихи. Якутск: Кн. изд-во, 1987. 432 с.
Материал подготовлен при финансовой поддержке фонда Global Greengrants Fund (США) (договор № 53-479 от 04.08.2009 г. и № 54-169 от 22.02.2010 г.)
В публикации использованы фото автора
Источник: https://scfh.ru/papers/kochevaya-pedagogika-maut-i-khanka/