Чукчи справляют Новый год на неделю раньше, чем весь остальной мир. Происходит это в самую длинную ночь в году – с 21 на 22 декабря.
Называется праздник Пэгытти, по имени ритуальной звезды, которая восходит в эту ночь. В традиционной астрономии это звезда Альтаир в созвездии Орла. Для чукчей восхождение Пэгытти знаменовало начало нового года, так как с этого момента световой день начинал прирастать.
Начинался праздник с разжигания ритуального костра. Делали это с помощью священной > доски. У каждой семьи она была своя: считалось, что передавать огонь, добытый с помощью своей доски, можно только родственниками, иначе в семью придет горе. Эта священная доска, наряду с амулетами и семейными бубнами, являлась материальным воплощение идеи об > стада. Чукчи считали ее хозяином стада. И правда, своей формой доска напоминает фигуру человека, углубления, полученные от сверления, являлись >, а на > доски привязывали веревку с фигурками, обозначавшими оленей. Вокруг жертвенных костров чукчи устраивали танцы и исполняли песенные речитативы, основным посылом которых были пожелания добра и света.
Праздник Пэгытти был тесно связан не только с представлениями чукчей о том, что небесные светила имеют непосредственное влияние на земную жизнь, но и хозяйственным укладом – оленеводством. Обязательным элементом обрядов у чукчей были жертвоприношения. На Пэгытти чукчи наполняли салом и жиром небольшие кожаные чашки. Таким образом, северный народ старался задобрить злых духов. Считалось, что в эту ночь нельзя думать о плохом, встречать новый год нужно было только с добрыми пожеланиями. В таком случае, весь следующий год будет сулить удачу и радость. Это стоит взять на заметку не только жителям Севера. Ведь не так важно, танцуют ли чукчи сейчас вокруг ритуальных костров – важно, с каким чувством встречают люди праздник.
Поклонение звездам Эн’эр (полярная) и Пэгыттын (двойная звезда Альтаир и Тараред)
Звезды и комбинации звезд, которые можно будет назвать чукотскими созвездиями, тоже принадлежат к существам, покровительствующим людям в их благих делах. Особого внимания заслуживает «Полярная звезда» – творец. Она рассматривалась чукчами как Вывыргын – жизнедающее бытие существо, всегда благосклонное к людям, опекающее и защищающее их. К нему мог обратиться каждый человек.
К числу общих для всех чукчей объектов культа принадлежало и особое созвездие «Пэгыттын» – звезды Альтаира и Тараред из созвездия Орла. Появление на небосводе названных звезд отмечали во время самого короткого зимнего дня (22 декабря). Они приводят за собою солнце, а за ним и тепло, оживление в природе, облегчение в промысле. В этот период дикие олени меняли направление движения с юга на север (И.С.Вдовин «Религиозные культы чукчей. Памятники культуры народов Сибири и Севера», Ленинград, 1977г., стр.125).
Видимо один из древних культов чукчей «Пэгыттын» – это пестрое скопление, сборище (дословный перевод с чукотского). Очевидно «Пэгыттын» представлялся им владельцем неисчислимых стад оленей. Кочевали, торопились днем и ночью, чтобы не пропустить появление этих звезд. Готовились заранее к этому обряду – обучали лучших беговых оленей, подбирали тучных для священнодействия, шили пеструю, яркую, красивую одежду. Обычно обряд происходил на одном и том же месте, т.к. всю зиму стадо паслось рядом и звезды ярко светили им, помогая ночью находить кормящееся стадо, а полярная звезда «Эн’эр» помогала найти путь в любом направлении, по ней определяли дорогу, маршруты.
Прикочевав на место, быстро ставили яранги, разводили костры и жирники, подгоняли стадо. Забив оленей, разделывали туши, варили кровь. Готовили священное блюдо – нарезанные на мелкие кусочки мясо и жир с желудком (рорат) раскладывали их на деревянное блюдо (к’эмэн’ы), затем каждый, подходя к костру, брал щепоткой мясо с блюда и бросал в огонь, приговаривая при этом слова благодарения или кое-какие личные просьбы, а затем оттуда же с блюда бросал на четыре стороны света, приговаривая шепотом свои пожелания и просьбы. Обязательно варили самые жирные кусочки мяса для того, чтобы собрать жир в особые стаканчики, сделанные из ровдуги путем обжига. В них клали жир, а затем эти стаканчики раскладывали по всей тундре как благодарение этой земле и звездам. А затем маленькими аккуратными мазками разрисовывали лица, чтобы люди чувствовали себя здоровыми, бодрыми и спокойными (эргавтомн’ын). Так как бодрость и спокойствие духа были тоже неотъемлемой частью тундровых людей, ведь вся жизненная энергия и сила исходила от неба и земли, и шаманы помогали им в этом, казалось бы не хитростном, простом бытии (вавыргын) со своей диалектикой жизни, гармонией бытия и веры во всемогущие силы природы, где есть извечные добрые и злые духи, с которыми надо жить в мире, т.е. найти какие-то точки соприкосновения и понимания или бороться до конца за свое самоутверждение на этой земле. Шаманы камлали всю ночь или несколько дней и люди долгие зимние ночи рассказывали легенды, мифы. Как раз в эти ясные спокойные ночи под этими звездами проявлялся особый талант у людей: в пении, в гонках, в обучении оленей, в рассказывании сказок. И люди жили мирно, тихо, не мешая друг другу, даже при разговоре старались обращаться почтительно и вежливо, особенно со стариками. Самое оскорбительное слово было «плохой человек», с «плохими мыслями» – акъаоравэтлъан. А сами они называли себя настоящими людьми «лъиоравэтлъан», буквально – настоящий человек.
Шаманы не только лечили, но и были посредниками между людьми, вещали судьбы, наставляли на истинный путь, объясняли прошлое, настоящее и будущее, т.к. знали и определяли все это по звездам, созвездиям, по луне и по солнцу. Летали в нижний, подземный мир, а так же в верхнее царство. Карта звездного неба – это лучшая карта земли и весь смысл своего жизненного бытия (вавыргын) они связывали со звездами, которые были вечными спутниками жизни тундровых людей, где полярная ночь длилась полгода.
(Записала в литературной обработке педагог национальной школы исскуств Т.Н.Бегунова со слов жительницы старейшего чукотского рода омолонской тундры М.В.Процкой и со слов чукчанки, уроженки Колымской тундры Нижнеколымского района А.П.Слепцовой).
Фото Макара Курилова, с. Колымское, Нижнеколымский район
Источник: http://yakutiakmns.org/archives/8387