Доцент СВФУ о стажировке в США

el2С 18 октября по 12 ноября доцент кафедры северной филологии ИЯКН Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) Элида Атласова прошла стажировку в США по обменной программе под названием «Сохранение языка», которым руководила организация «Культурные перспективы». Из первых уст мы узнали подробности ее пребывания за рубежом.

Спонсором программы стал Государственный департамент США бюро по делам образования и культуры, отдел иностранных посетителей. Как отметила доцент, участниками проекта стали представители коренных народов Российского Федерации: юкагирка, эвенка, удмурдка, хантыйка, коми-пермячки и ительменка. Госдеп помогает в формировании более свободного, безопасного и процветающего мира путем создания, представления и внедрения проводимой Президентом США внешней политики.

«Бюро по делам образования и культуры работает в направлении углубления взаимопонимания между Соединенными Штатами и другими странами путем реализации международных программ обучения и подготовки кадров. Программа приема иностранных посетителей была основана в 1940 г. В Соединенные Штаты с тех пор ежегодно приглашаются специалисты со всего мира для проведения встреч и обмена мнениями со своими профессиональными коллегами и личного ознакомления со страной. Участниками программы являются действующие или потенциальные руководители в таких областях, как органы власти, политика, средства массовой информации, образование и т.п. Каждый год свыше 4500 человек отбираются комитетами при посольствах США в различных странах для поездки с целью более глубокого понимания культурных и политических аспектов жизни американского общества и американского народа. В этой программе приняли участие более 320 нынешних т бывших глав государств, 1500 министров и многие другие руководители государственных ведомств и частных организаций международного масштаба», — поделилась Элида Атласова..

В ходе стажировки группа из России посетила пять штатов США. В каждом из посещаемых городов пребывания принимающей стороной была представлена своя тематика.

el1«В городе Вашингтон, округе Колумбия было интересно узнать о поддержке и защите коренных языков. Прошла интересная встреча с сотрудниками Бюро по вопросам индейского образования Министерства внутренних дел США, сотрудниками, которого являются сами индейцы. Этот отдел является отделением Министерства, отвечающим за направление и руководство образовательными функциями Бюро, его политических и процедурных тенденций. В школьной системе данного Бюро находятся 184 начальных и средних школ и общежитий, расположенных на 63 резервациях в 23 штатах, включая 7 школ-интернатов, находящихся вне резерваций и 122 школы, непосредственно управляемые племенами и советами племенных школ, работающих по контракту или по грантам с Бюро по вопросам индейского образования», — рассказала доцент СВФУ.

В Вашингтоне стажеры встретились с администрацией по делам коренных американцев при Министерстве здравоохранения и социальных услуг США. Там обсудили тему «Закон о сохранении родного языка и программа получения грантов им. Эстер Мартинез».

В городе Альбукерке, штат Нью-Мексико, насчитывается 50 000 индейцев, живущих в 4-х резервациях и 19 поселениях. Различным племенам принадлежат 5 500 000 акров земли, не подлежащих налогообложению. В первый день пребывания в Альбукерке состоялись встречи, посвященные темам «Включение коренной культуры в мир популярной культуры» и «Язык раннего детства и программы культурного просвещения.

Также стажерам показали город Фармингтон (шт. Нью Мексико) в административном округе Сан-Хуан, расположенном на пересечении рек Сан-Хуан, Анимас и Ла Плата.

el3В седьмом столетии этот район заселили народности Ансестрол пуэбло. В 1868 г. была создана нация навахо, которая заняла западную половину административного округа Сан-Хуан. Навахо занимает американскую территорию площади порядка 27 000 кв. миль и проживает в определенных частях северо-восточной Аризоны, юго-восточной Юты и северо-западного Нью-Мексико. Нация избирает свое правительство, которое включает исполнительный орган власти, законодательную палату и судебную систему.

«В административном округе Навахо нам рассказали об ассимиляции языков навахо в школьных учебных планах, а также о программах погружения. Посетили подготовительную школу, которая представляющей собой одну из мировых школ, играющих важную роль в образовании учащихся нации навахо, далее наблюдали за процессом практического внедрения языка Дайн в учебный план в Сан-Хуанском колледже», — продолжила свой рассказ Элида Атласова.

Группа затем направилась город Талса, штат Оклахома. Этот город был поначалу заселен индейцами, вытесненными из штатов Южной Атлантики Законом о перемещении индейцев от 1830 года. Своему новому поселению они дали имя «Талситаун» (искаженное от Таллахасси), что означает «Старый город». Название Талса приобрело официальный статус в 1879 г. с учреждением первого почтового отделения.

«В Талсе мы встретились с представителями племени Ючи. Нам рассказали о проекте языка ючи, который нацелен на восстановление языка путем воспитания новых и свободно говорящих на этом языке учащихся. Сегодня имеется только пять носителей ючи, как первого языка, причем возраст всех этих людей превышает 80 лет», — отметила сотрудник университета.

el4Далее они посетили Школу Секьях — это известная по всей стране школа-интернат для коренных американцев, основанная в 1871 году. В школе занимается свыше 300 учащихся, представляющих 42 племени и 14 штатов. Затем познакомились с Шерокским центром наследия. Он является некоммерческим историческим обществом и музеем, которые стремятся сохранить исторические и культурные произведения народных умельцев, язык и традиционные поделки широкской нации в Оклахоме. Гости пообщались со специалистом в области языковой технологии нации осага Германом «Могри» Лукаутом, главным преподавателем языка осагской нации в Паухуске, шт. Оклахома. Этот человек изучал язык на протяжении 40 лет и помог в деле восстановления письменной части языка путем создания орфографии.

В городе стажеры побывали на 22-ом ежегодном фестивале коренных американцев с обсуждением песен, музыки и танцев.

Далее стажеры посетили Сиэтл, штат Вашингтон. Город часто называют «Изумрудным городом», его название происходит от имени вождя индейского племени по имени Сиэлт (за право использовать его имя в названии города в 1851 году Сиэлту заплатили 16.000 долларов). По рассказам организаторов проекта, племенная языковая программа пуяллап направлена на восстановление языка туалшутсид путем использования языковых навыков в различных условиях, включая разговорную речь, использование языком дома, общественное выражение и передача языка детям.

«В Нью-Йорке, штат Нью-Йорк наш проект был завершен и заключительной частью стала культурная программа», — завершила свой рассказ Элида Атласова.

Таким образом, еще один сотрудник Северо-Восточного федерального университета приняла участие в зарубежной стажировке. А это, как правило, бесценный опыт для личностного и профессионального роста сотрудника.

Источник:http://www.csipn.ru/glavnaya/novosti-regionov/4260-dotsent-svfu-o-stazhirovke-v-ssha#.W_gH-OgzY2w

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.