Нанайцы

Нанайцы — народ тунгусо-маньчжурской языковой группы. Основное самоназвание — нанай, нани («здешний человек»). В некоторых территориальных группах бытовали и другие самоназвания — киле, акани и др. Старое название нанайцев — гольды. Гольдами до сих пор называет себя часть нанайцев старшего поколения в некоторых районах Приморья.
Выделяется несколько этнографических групп — горинская, курурмийская, уссурийская и другие. Говорят на нанайском языке, имеющем три диалекта (горинский, курурмийский, бикинский) и два наречия. Некоторый специалисты считают курурмийский диалект особым языком. Широко распространен русский язык.
В генетическом отношении современные нанайцы представляют собой сложную историческую общность — конгломерат родов самого различного происхождения. На Нижний Амур в разное время приходили группы тунгусов, тюрок, монголов, маньчжур, которые, смешиваясь с автохтонным населением, формировались в различные этнические общности. Одной из них и являются современные нанайцы. Например, нанайские роды Киле, Самар, Дигор, Гаер, Хайтанин имеют эвенкийское (тунгусское) происхождение. В составе рода Бельды имеются айнские подразделения. В состав других нанайских родов вошли китайцы, маньчжуры, солоны и многие другие народы.
Территория расселения и численность  
В середине 19 в. нанайские селения располагались по Амуру вверх от Хабаровска до села Софийского. В 1860 г. во время переписи численность нанайцев здесь была определена русской администрацией ориентировочно в 5345 человек. Часть нанайцев, кроме того, жила в бассейне Уссури и по ее притокам. Активная русская колонизация Амура, развитие пароходного сообщения вызвали территориальные перемещения нанайцев внутри ареала обитания. Наблюдался отток населения с амурских притоков на основное русло, где складывались условия для торгово-обменных операций.
В настоящее время нанайцы живут преимущественно (88 %) в Хабаровском крае. Небольшие группы имеются в Приморье (425 чел.) и на Сахалине (173). Сахалинские нанайцы — это переселенцы с Амура. Часть нанайцев (хэджэ) проживает также в Северо-восточном Китае в бассейне рек Сунгари и Уссури — более 4 тыс. человек. Численность нанайцев в СССР составляла в 1989 г. по данным переписи 12023 человека, в т.ч. в РФ -11883.
В 2002 г. численность нанайцев в России составила 12160 человек.
Образ жизни и система обеспечения  
Хозяйство нанайцев носило комплексный характер, первостепенное значение имело рыболовство. Русские землепроходцы, наблюдавшие жизнь предков нанайцев в 17 веке, писали, что они «кормятся все рыбою». В самом деле, в хозяйственном календаре нанайцев целых пять месяцев носят свои названия по названиям рыб, что свидетельствует о важности рыбного промысла. Особенно ответственными были конец августа -начало сентября, когда происходил массовый лов кеты. Именно в эти месяцы обеспечивались жизненные потребности человека на целый год вперед. Характерная черта нанайского рыболовства — высокая специализации орудий промысла. В -области ихтиофауны, знания мест обитания и путей миграции рыбы, нанайцы были непревзойденными знатоками. В зависимости от вида рыб, места их обитания и приемов лова имелись разнообразные орудия рыбной ловли. Охотничий промысел в жизни большинства нанайцев не играл большой роли. Более значимым он был у уссурийских нанайцев. Охотились как на пушных зверей, так и ради мяса.
В годы советской власти (до конца 50-х гг.) нанайцы работали в основном на добыче рыбы в рыболовецких колхозах. Профессионально охотничьим промыслом занимались считанные единицы. С началом укрупнения и реорганизации колхозов занятость в традиционных отраслях резко сократилась. Многие нанайцы вынуждены были перейти на работу в промышленность, сельское хозяйство. Сформировался значительный отряд национальной интеллигенции — ученые, писатели, художники, учителя, врачи и т. п.
Разрыв с традиционной хозяйственной деятельностью — весьма болезненная для нанайского народа проблема. В начале 90-х гг. ее решение связывали с реорганизацией хозяйственной структуры: созданием национальных предприятий, общинных и родовых хозяйств. У нанайцев Хабаровского края к средине 90-х гг. было создано в общей сложности более 40 хозяйствующих субъектов, ориентирующихся в основном на рыболовство. С первых дней своей работы они столкнулись с большими трудностями. Дело в том, что рыбный промысел на Амуре в настоящее время строго лимитирован. Выделяемые лимиты на добычу рыбы не обеспечивают хозяйственного развития национальных предприятий. Кроме того, за годы советской власти рыболовство нанайцев приняло сугубо товарный характер, а в -рыночных условиях национальные предприятия и общины со слабой материально-технической базой не в состоянии выдержать конкуренцию. Сказалась и непродуманная налоговая политика, особенно в период становления этих предприятий.
Чтобы хоть как-то выжить национальные предприятия и общины вынуждены заниматься заготовкой дров, строительством и другими видами хозяйственной деятельности. Однако, это, как правило, не спасает. В 1998 г., например, из 23 национальных предприятий Амурского района 13 закончили хозяйственный год с убытками, а 9 вообще не приступали к работе. При этом выделенный лимит на добычу рыбы был освоен на 100 % абсолютным большинством работающих хозяйств. Несколько лучше ситуация в Нанайском, Комсомольском и Солнечном районах, промысловая база которых более стабильна, но и здесь большинство предприятий вынуждены были прекратить работу и подать документы на ликвидацию. В настоящее время занятость в традиционных отраслях хозяйства у нанайцев составляет всего 14 %.
Этно-социальная обстановка  
Кризис традиционных отраслей хозяйствования, издержки периода становления рыночной экономики чрезвычайно обострили этно-социальную обстановку в районах проживания нанайцев. Одна из наиболее болезненных проблем для коренного населения — рост безработицы. В 1999 г. работы не имело 42 % нанайцев. Особенно страдают сельские жители, доля которых составляет у нанайцев почти 70 %. Производственная и социальная инфраструктура в национальных селах разрушена. Закрыты многие сельские производства — цеха по обработке рыбы, предприятия бытового обслуживания и т. п.
Снижение жизненного уровня населения порождает и другие серьезные социальные и демографические проблемы. Ухудшилось качество медицинского обслуживания, особенно бесплатного. Больных нередко госпитализируют только с -собственными койками, медицинские учреждения испытывают дефицит лекарств. Падает рождаемость, растет смертность. За 9 последних лет (1990-1998) естественный прирост у отдельных групп нанайцев сократился в 5-6 раз. Все более острой становится проблема алкоголизма и наркомании.
Этно-культурная ситуация  
На фоне деградации экономической жизни нанайцев, обострения всех социальных проблем не может не поражать стремление людей к сохранению своей культурной среды. В нанайских селах работает более десятка национальных ансамблей: «Гивана», «Мангбо», «Сиун», «Тасима», «Илга дярини», «Кэкукэ», «Амтака» и другие. Работа нанайских мастеров декоративно-прикладного искусства известна далеко за пределами России. Всероссийскую известность получило творчество нанайских писателей и поэтов: Хеджера Г.П., Пассара А.А., Киле П.А. и др. В старинном нанайском селе Сикачи-Алян, существовавшем еще в неолите, (Хабаровский район) создается этнокультурный центр.
Предпринимаются большие усилия к решению главной этно-культурной проблемы нанайского народа — сохранению и возрождению языка. Нанайский язык в 1989 г. считало родным всего 44 % нанайцев. Сказалось преобладание в районах проживания нанайцев русского населения, утрата традиционного хозяйства, интернатское воспитание детей. Нанайская письменность была создана на основе найхинского говора на базе латинской графики в 1931 г. С 1963 г. переведена на русский алфавит. В настоящее время преподавание нанайского языка ведется в начальной школе, в некоторых детских дошкольных учреждениях. Кадры учителей готовят Николаевское на Амуре педучилище, Хабаровский педагогический университет и РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге. На нанайском языке ведет передачи студия телевидения в г. Комсомольске-на-Амуре, местное радиовещание, в районных газетах публикуются нанайские страницы, издается детская и художественная литература.
Управление и самоуправление  
В структуре администрации Хабаровского края проблемами нанайцев и других малочисленных народов занимается Управление по делам национальностей, состоящее из двух отделов: социально-экономического развития районов Севера и по делам национальностей. Соответствующие специалисты работают в районных администрациях. В амурских селах, где нанайцы преобладают, сельские администрации являются фактически органами местного национального самоуправления.
С 1990 г. работает Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края, имеющая в районах свои территориальные и этнические подразделения. Ассоциация тесно сотрудничает с органами государственной власти и местного самоуправления при распределении лимитов на добычу рыбы, при подготовке правовых документов, обеспечивающих права коренных народов, оказывает содействие в работе национальных предприятий и общин, развивает контакты с международными организациями, занимающимися проблемами коренного населения. При Ассоциации создаются и работают различные подразделения, ориентирующие на работу с молодежью, правовой защитой, информационным распространением и т. д. На решение проблем нанайцев и других амурских народов во многом ориентирована деятельность некоторых других общественных организаций региона.
Правовые документы и законы  
Основу правового статуса нанайцев определяют ряд статей Устава Хабаровского края, принятого местной Думой в 1995 г. Принят Закон Хабаровского края «Об общине коренных малочисленных народов Севера» (1996 г.). На рассмотрении законодательной Думы края находится проект Закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера». Права и интересы коренных жителей края учитывают Лесной Кодекс Хабаровского края, Постановление Губернатора «О закреплении и перезакреплении водоемов за рыбодобывающими предприятиями в Хабаровском крае».
В Приморском крае и Сахалинской области на нанайцев распространяется нормативно-правовая база, действующая в этих субъектах РФ (см. разделы «Нивхи» и «Удэгейцы»).
Современные проблемы окружающей среды  
Экологические проблемы амурских нанайцев связаны в первую очередь с состоянием реки Амур. Загрязнение Амура промышленными и бытовыми стоками, прежде всего фенолом, чрезмерная эксплуатация его рыбных ресурсов в предшествующие годы привели к тому, что крупнейшее в стране стадо амурской кеты находится в состоянии депрессии. Уже не один год ставится вопрос о полном прекращении добычи лососей в амурском бассейне. Однако, такая мера окончательно лишит местное население (и не только коренное) последнего источника существования и потому полный запрет промысла все время откладывается. Практически исчезают и некоторые виды частиковых рыб. Кризис рыболовства усугубляется состоянием лесов края. Их промышленная эксплуатация, лесные пожары значительно сократили площади лесных массивов, что уже привело к изменению климата, гидрологического режима Амура и других рек. Резко сократилось количество промысловых животных.
Перспективы сохранения нанайцев как этноса  
Несмотря на кризисную социально-экономическую ситуацию в районах проживания нанайцев, было бы неверным подводить под существованием этого этноса некую черту. Нанайцы — крупнейший народ тунгусо-маньчжурской языковой группы с устойчивым и растущим этническим самосознанием, достаточно высоким образовательным уровнем, обладает собственными этнокультурными институтами, имеет хорошие потенциальные возможности к саморазвитию.
Источник: http://raipon.info/peoples/nanai/nanai.php

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.