Землепроходцы и переселенцы, переселившиеся на Камчатку в 18 веке, со временем ассимилировались с местным населением и стали отдельным народом – камчадалами.
Камчадалы — этнографическая группа русских, старожильческое население современной территории Камчатского края, образовавшееся вследствие этнических контактов немногочисленных русских переселенцев с представителями аборигенных северных этносов. В XVIII веке термином камчадалы обозначали ительменов.
В наибольшей мере на происхождение и культуру русских камчадалов повлияли ительмены, в меньшей степени также коряки, чуванцы. Язык камчадалов — русский.
Постоянное русское население появилось к 1730 годам и вследствие своей немногочисленности в значительной степени смешалось с аборигенами края, а часть ительменов восприняла русский язык и культуру, войдя в состав камчадалов. К началу XX века на Камчатке насчитывалось около 3600 человек местного русско-ительменского населения, которое представляло одну этнографическую группу с общими чертами культуры и быта и русским языком общения .
Переняв традиционный быт и хозяйственный уклад аборигенов, русские старожилы в результате смешанных браков породнились с ними, образуя единую семью камчадалов. Современные генеалогические исследования подтверждают, что до революции камчадалы — это единая большая камчатская семья, члены которой осознавали себя именно камчадалами. В 1912 году известный русский ученый, будущий президент Академии наук СССР В.Л. Комаров писал в Русском Антропологическом Журнале: «Теперь далеко не всегда скажешь кого видишь перед собой: камчадала или русского — настолько они перемешались между собой и настолько одинаковы их образ жизни, одежда и утварь».
О.Н. Мурашко, известный на Камчатке этнограф, специалист по камчадалам, обратила внимание на некое противоречие: русское старожильческое население (в первую очередь казаки) осознало в себе не первородное происхождение, а коренную аборигенную основу. Как и почему это могло произойти?
Вот что она пишет по этому поводу в статье «Камчадалы: название и народ, или историко-демографическое обоснование права существования народа с этим названием в ХХ веке»: «Конечно, в среде смешанного старожильческого населения существовала своя сословная стратификация: в начале ХХ века потомки казаков подчеркивали свое казачье происхождение, потомки крестьян — крестьянское), а потомки камчадалов (ительменов) знали о своей принадлежности к ясачному населению. Но с конца 20-х г., особенно в тридцатые, когда численность приезжего населения за 10 лет утроилась, и во все последующие годы самосознание своего этнического единства в этой группе усиливалось. Оно сохранилось у потомков камчадалов и поныне. Первое исследование современного состояния камчатского старожильческого населения было проведено И.С. Гурвичем, который выявил около 1200 человек носителей старожильческих фамилий в долине реки Камчатки, осознающих свою принадлежность к старожильческому населению и сохраняющих в быту некоторые традиционные черты. В последнее десятилетие сотрудниками антропологических экспедиций НИИ антропологии МГУ (статья написана в 1989 г. — Ред.) был обследован ряд поселков Тигильского и Мильковского районов. Обследование показало, что старшее поколение потомков смешанного старожильческого населения в этих районах хорошо знает свои генеалогии, сохраняет память о сословной и этнической принадлежности своих предков, но главное для них, в условиях стремительного увеличения численности мигрантов (с 1970 по 1984 гг. численность мигрантов на Камчатке удвоилась), — это сознание своей принадлежности к старожильческому к о р е н н о м у камчатскому населению. У них общие воспоминания о старом укладе жизни, общий местный бытовой фольклор, общие приемы хозяйствования и общая боль за Камчатку».
По результатам переписи 2002 года на территории России проживает 2293 камчадалов, выделенных в отдельную народность.
Источники:
http://www.kamchadaly.ru/?con=nkam&id_nk=7
http://www.kamchatka-etno.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=79&Itemid=96
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%EC%F7%E0%E4%E0%EB%FB