«С.А. Зверев — колоритная фигура, великий и талантливый человек, его жизнь и творчество нуждаются в глубоком изучении и осмыслении».
Эдуард Алексеев, этномузыковед.
доктор искусствоведческих наук
Аудио записи Сергея Зверева-Кыыл Уола:
с грампластинки фирмы Мелодия Д 030639-40 «Из якутского музыкального фольклора»
Ырдьан Яков однажды произнес: «На матушке Ыгыатте, с его певучими людьми, молочным скотом, прекрасными девушками, только ты способен стать моим достойным наследником… ». Известный на всю округу тойуксут и олонхосут как в воду глядел: самобытное творческое наследие Сергея Зверева стало живительным источником знаний истории якутского народа.
25 июня 1900 года (по старому стилю)*
В Тюбяйском наслеге Вилюйского округа Сунтарского района в бедной семье родился мальчик, которому дали имя Сергей. Глава семьи Афанасий Антонов долго скитался по разным местам, поэтому его прозвали Кыыл Охонооhой. Тогда мало кто из якутов не имел прозвищ. После Великой Октябрьской революции населению разрешили менять прозвища-фамилии за довольно большую по тем временам плату — пять рублей: братья Сергей и Григорий Антоновы взяли фамилию Зверев.
1900-е
Сергей почти до десятилетнего возраста жил у бабушки с дедушкой. С малых лет «учился» в «школе осуохая»: среди дальних и близких родственников мальчика было много известных тойуксутов того времени, поэтому в семье царила атмосфера народного творчества. Но, по признанию самого Зверева, огромную роль в его становлении как народного певца, в овладении им исполнительского мастерства сыграл его сосед и близкий друг Я.С. Васильев-Ырдьан Яков (Таҕа Уола).
1911
В 11 лет Сергей отправился пешком из родного аласа в Нюрбу к родственникам. Так начинаются его «хождения по людям», познание картины мира. Юношей скитался по бассейнам Вилюя, Олекмы, Алдана, Витима, Хатанги, по верхнему течению Лены, Оленька, Амура, по бодайбинским приискам и есейской тайге. Походы стали его «университетами жизни», в которых состоялось знакомство и единоборство со многими знаменитыми олонхосутами, искусными тойуксутами.
1925
В конце мая в местности Арына Арыылаах состоялся ысыах с конными скачками. На этом ысыахе молодой Сергей стал запевалой большого тюсюлгэ, его голос и пение надолго запомнились участникам этого ысыаха. С тех пор певец стал званым и желанным гостем многих больших и малых ысыахов. К этому времени он многое познал, набрался народной мудрости, многому научился, перенял. Голос его окреп, наполнился силой, обрел новые краски.
1928
Посватался к единственной дочери Потапа Тимофеева, по прозванию Баай Батаак (Богатый Потап), — зажиточного человека из Джарханского наслега. Настя была не только красивой, но и умной, а еще славилась острым язычком. Ей не понравился парень, которого в народе называли сыном Зверя (Кыыл уола). Но Сергей оказался настойчив и сумел-таки завоевать сердце красавицы, и они поженились. У них родилось одиннадцать детей, четверо из которых умерли в раннем детстве.
1938
Исследователь творчества якутского народа, фольклорист А.А. Саввин во время экспедиции по Вилюйским улусам впервые записал со слов Сергея Зверева его тойуки «Ытык Дабатыы» («Вознесение жертвы»), «Остуол тойуга» («Застольный тойук»), «Сиппиэ», «Сайын кэлиитэ» («Приход лета»), «Кыталык ырыата» («Песнь стерха»), «Суоhалдьыйа Толбонноох», «Кэйээрии». В этих песнях отражается уклад жизни якутского народа, его верования, философия, вера в светлое будущее.
1939
Сергей Зверев принят в члены Союза писателей СССР.
1941
Стал артистом в Нюрбинском колхозном театре. Сыграл в разных пьесах 11 ролей. В частности исполнил роль шамана в пьесе Суорун Омоллона «Айаал», также в пьесе А.И. Софронова, Н.М. Заболоцкого. Работая в театре, исполнял собственные произведения, роли Куллустая и Бэргэна в собственном олонхо. Люди говорили, что Сергей Афанасьевич, исполняя песни, преображался до неузнаваемости, и о его красивого сильного голоса, казалось, звенел воздух.
1943
В Нюрбу приехала фольклорная экспедиция из Управления культуры ЯАССР под руководством композитора М.Н. Жиркова. Композитор записал 24 народные якутские песни, писатель Н.М. Заболоцкий — 13 произведений. Балетмейстер И.А. Карелин запечатлел на бумаге более десяти ранее неизвестных фигур и движений старинных якутских танцев. Заболоцкий писал: «Основной материал мы записали у С.А. Зверева. Он оказался всесторонне одаренным певцом-тойуксутом, олонхосутом, знатоком старинных игр, танцев, обычаев, традиций и суеверий».
1945
В газете «Кыым» напечатали тойуки «Доҕорум миэнэ», «Сааныылаах сарсыарда», «Табыллыбатах таптал», «Улуу Ленины уруйдуубун».
Вместе с композитором М.Н. Жирковым поехал в Москву. В консерватории имени Чайковского записали более 30 песен-тойуков в исполнении Сергея Афанасьевича. Кроме этого, в Государственном ансамбле танца СССР Зверев продемонстрировал движения танцев орла, берестяного сосуда, веревки, стерха, также примеры танцев по-олекмински, по-вилюйски, по-эвенкийски. Московские специалисты, отмечая одаренность Сергея Афанасьевича, выразили пожелание: «Если бы товарищ Зверев передал якутской молодежи свои богатые знания в области народных танцев и песен, это стало бы большим вкладом в зарождение новых якутских народных песен и танцев».
Посещение Москвы произвело на сына тайги огромное и неизгладимое впечатление, он понял: сила — в образовании и просвещении. Всем своим многочисленным детям он пожелал учиться и учиться. Так, все его четырнадцать детей от двух браков стали специалистами: десять — с высшим образованием, четверо — со средним специальным. Среди них заслуженный работник народного образования, отличники здравоохранения и народного образования, член Союза писателей Якутии, член Союза журналистов России, юристы и строители, работники науки, культуры и искусства… Сам он очень жалел, что при всем его таланте был неграмотен…
Москва! Тобой развеяна незнаний мгла!
Ведь ты была обителью всегда
Мужей искусств, науки и труда.
Ты — центр, где рос и креп из рода в род
Великий русский богатырь-народ..
1946
Сергей Зверев женился второй раз на молодой Федоре Федоровой, у которой было шесть классов образования. Основным мотивом развода с первой женой Анастасией Прокопьевной стала ее необразованность. Сказителю-импровизатору была нужна жена-секретарь, которая могла бы записывать его произведения. Новая жизнь началась нелегко: он годился ей в отцы, но Зверев был непоколебим в своем решении. Так началась их совместная творческая деятельность.
Сергей Зверев работает консультантом в постановке оперы «Ньургун Боотур» и балета «Сир симэҕэ» («Полевой цветок»), живет с молодой женой квартирантом у директора Музыкального театра Тараса Местникова. В это время они записывают черновой вариант поэмы «Улуу Москуба туhунан тойук» («Сказание о великой Москве»), три песни, среди которых были «Табах ырыата», «Арыгы ырыата». После возвращения в родной наслег они записали олонхо «Кулан кугас аттаах Куллустай Бэргэн» и другие произведения.
Награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
«Неоценим вклад выдающегося сказителя, непревзойденного певца, мастера художественного слова, создателя якутской народной хореографии С.А. Зверева — Кыыл Уола в становлении профессионального искусства Якутии. Его знания народного искусства, живой родник многогранного самобытного таланта широко использовали композиторы, балетмейстеры, режиссеры. И находили в нем источники творческого вдохновения… Он заслуженно пользуется всеобщей любовью, его имя навеки останется в благодарной памяти родного народа».
Дмитрий Сивцев-Суорун Омоллоон,
народный писатель Республики Саха (Якутия),
Герой социалистического труда
1947
А. Лаврик перевел поэму «Сказание о великой Москве» на русский язык, и она напечатана в газете «Кыым». В этом же году со сцены Большого Академического театра в Москве исполнил тойук о великом Ленине, о партии в рамках Всесоюзного смотра сельской художественной самодеятельности.
1951
Постановлением Президиума Верховного Совета ЯАССР Сергею Звереву присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусства ЯАССР».
1952
Сочинил тойуки «Кьггай норуота кыайда» («Победа китайского народа»), «Мэнэлэр быһыттара».
1953
В Якутском национальном книжном издательстве вышел первый сборник избранных тойуков С. Зверева «Мин сурэҕим» («Мое сердце»).
1957
С.А. Зверев создает в Сунтаре первый фольклорный ансамбль «Узор», этот ансамбль принял участие в IVВсемирном фестивале молодежи в Москве.
1958
Коллектив ансамбля «Узор» также был участником культурной программы Дней культуры, искусства и литературы Якутии в Москве.
1959
Автором поставлена опера-балет «Суоhалдьыйа Толбонноох». Ансамбль был участником II республиканского фестиваля молодежи в г. Якутске.
1964
Вышел второй сборник «Два века».
1968
Указом Верховного Совета РСФСР С.А. Звереву присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».
«Твои песни и поэмы о Москве и Ленине, о родной тайге, воспевания о строителях новой жизни носят в себе высокий смысл и традиционное устное народное творчество народа…»
Расул Гамзатов,
народный писатель Дагестана
1970
Вышел сборник «Аман өc». Его произведения печатались в альманахе «Хотугу сулус», в районных газетах Нюрбинского и Сунтарского районов (улусов).
1971
Указом Президиума Верховного Совета СССР С.А. Зверев награжден орденом «Трудового Красного Знамени».
7 августа 1973 года
Сергея Афанасьевича Зверева не стало.
1987
На родине С.А. Зверева Сунтаре открыт музей народного творчества его имени.
1995
Сыном Д.С. Зверевым написана и издана книга «Аҕам туhунан аман өc» («Слово об отце»).
«Стилистика его письма, синтаксис, философские видения, музыкальное наследие, особенности его пения, его хореография. поэтические произведения, отношение к фольклору еще не исследованы. Как великого сына народа, как национальноедостояние, не решены вопросы его увековечивания, Прежде всего переводы его произведений на русский язык…»
Дмитрий Зверев, сын. писатель
1997
К 850-летию г. Москвы Д.С.Зверевым переиздана переведенная на пять языков поэма СА Зверева «Сказание о Великой Москве» с компакт-диском — «Музыкально-песенный фольклор народа саха по произведениям, мелодиям в исполнении самого автора С.А. Зверева-Кыыл Уола» (74 мин.).
1999
Навстречу 100-летию С.А. Зверева вышла книга его сына Д.С. Зверева «Алгыс тустэниитэ» («Благословение»), а также книга «Үйэлэр сүгүрүйэр киhилэрэ» («Преклонение веков»), написанная К.Д. Уткиным и Д.С. Зверевым. Переиздана на шести языках поэма С.А Зверева «Сказание о Великой Москве» — коллекционные мини-книги в футляре.
2000
Вышел Указ Президента РС(Я) М.Е. Николаева от 15 июня 2000 года №1102 «Об увековечивании памяти СА. Зверева-Кыыл Уола в связи с его 100-летием со дня рождения». Имя Зверева присвоено средней общеобразовательной Тюбяй-Жарханской школе Сунтарского улуса (района). В селах Сунтар, Эльгяй, Ыгыатта построены музеи к 100-летию С.А. Зверева.
17 декабря 2005
Указом президента В.А. Штырова Национальному театру танца Республики Саха присвоено имя С.А. Зверева — Кыыл Уола — в знак признания его выдающихся заслуг в развитии танцевальной культуры, неоценимого вклада в духовную жизнь народа.
«В контексте якутской традиционной культуры жизнь и творчество Сергея Афанасьевича можно рассматривать как самобытное явление. Его роль в становлении и развитии профессионального искусства богатое творческое наследие требуют углубленного научного исследования, практического освоения, что уже само по себе станет важным вкладом в дальнейшем развитии духовной культуры народа саха в XXI веке».
Илларионов В.В. доктор филологических наук, СВФУ (ЯГУ)
2010
Увидели свет книги Д.С. Зверева «Айыылартан арчыламмыт» («Божествами благословенный») и «Тойук льется, песня поется» («Тойук тобуллар, ырыа ылланар») — художественное сочинение об отце в жанре олонхо.
7 февраля 2014
Вышло Распоряжение Президента РС (Я) № 100-РП «О 115-летии со дня рождения С. А Зверева».
Текст по материалам статьи © Маргариты Винокуровой
Аудиозапись с грампластинки фирмы «Мелодия» Д030639-40
Фотографии из экспозиции Сунтарского музея
народного творчества им. С.А. Зверева-Кыыл Уола.
* примечание Администратора сайта: в паспорте Сергея Зверева указана иная дата рождения, 1891 год.
Компакт-диск «Музыкально-песенный фольклор народа саха по произведениям, мелодиям в исполнении С.А. Зверева-Кыыл Уола»