Якутская сказка «Кюн Эрили»

В далекие-далекие времена, когда еще не появился Человек, выросло в Срединном мире прекрасное дерево Аал-Лук мас – восемь могучих ветвей его раскинулись высоко-высоко, до самого Верхнего мира, где жили Боги, а корни его уходили глубоко-глубоко в землю – в Нижний мир, где обитали абаасы.

И жил в Срединном мире сильный и смелый парень Кюн Эрили со своей красавицей сестрой – несравненной Сыралыма Куо. Целыми днями Кюн Эрили пас свои стада коров и лошадей, поголовье которых даже сосчитать было невозможно – так их было много. А после трудного дня, Кюн Эрили упражнялся в ловкости и силе, любуясь своими крепкими мускулами.

Так и жили брат сестрой в мире и покое, но однажды приснилось Сыралыма Куо, что наведался в их земли богатырь абаасы – кошмар оказался вещим: решил к ней посвататься страшный и ужасный абаасы Муус Болуйа.

— Я пришел из царства девяти теней, меня зовут Муус Болуйа, я происхожу из древнейшего рода: отец мой могучий Аджиры Бутуохтэй, мать моя – ужасная Ирэ Чыныйа. Я старший сын в своей семье со стальной спиной и каменной головой. Хотел стать князем в своем улусе, да не вышло – не женат я. Поэтому пришел я свататься к твоей сестрице Сыралыма Куо. Слухи о ее совершенной красоте и доброму, кроткому нраву дошли до Нижнего мира. Хочу взять ее в жены, во что бы то ни стало! Отдам за нее много денег, сколько хочешь проси, а если не согласишься отдать сестру за меня – силой ее заберу! –хвастался и хохотал Муус Болуйа перед Кюн Эрили.

Рассердился Кюн Эрили от такой дерзости и вызвал Муус Болуйа на бой. Долго сражались два силача, но Кюн Эрили смог одолеть богатыря абаасы, хотел было Кюн Эрили убить Муус Болуйа, да тот взмолился:

— Помилуй меня, Кюн Эрили! Я стану твоим самым верным рабом, только пощади!

— Ладно. Вдруг пригодишься еще, — сказал Кюн Эрили, подумав: — девять лет будешь сидеть в сырой тюрьме, пока не осознаешь свою черную вину, а после уже станешь моим слугой!

На том дело и закончилось. Выкопал Кюн Эрили глубокую яму, куда упрятал провинившегося богатыря-абаасы. Услышала Сыралыма Куо, что бой закончился, только вышла к брату своему удалому, вдруг видит: скачет вдали богатырь в серебряных одеяниях на белом как молоко коне. Тут же спряталась красавица в дом.

Богатырь остановился на землянке Кюн Эрили, и по хозяйски привязал коня своего к сэргэ, стоявшему во дворе. Увидев такую наглость, разгневался Кюн Эрили, решил преподать урок незваному гостю.

— Меня зовут Джура Ботур, я происхожу из древнего рода светлейших и мудрейших айыы, пришел из Верхнего мира, свататься к твоей сестре! – молвил богатырь.

— Нет у меня для тебя сестры на выданье! – огрызнулся Кюн Эрили, — зато есть у меня для тебя урок, выходи на честный бой, наглец!

Вышли они в чистое поле, и началась великая битва – семь месяцев без сна и отдыха боролись Кюн Эрили и Джура Ботур. Весь Срединный мир содрогнулся от их криков и топота. Разбудили они этим шумом древнего старика Ала Бурай:

— Кто-о-о там так расшуме-е-елся-я? Кто-о мне спать не дает?! – возмутился Ала Бурай.

— Это светлый богатырь из племени айыы Джура Ботур с силачом Кюн Эрили ведут борьбу уже много месяцев!Все взбудоражены этой битвой! – ответили ему слуги.

— Сделайте вид, что ничего не видели и ничего не слышали. Спрячьтесь, не выходите, а малых детей подальше уведите – мало ли попадетесь под горячие руки.

Но грохот от этой смертельной схватки уже дошел до Великого тойона Суоруна:

— Что за шум такой? Что за грохот?

А когда узнал в чем дело, осерчал, да хлопнул в ладоши. И погрузился Срединный мир во тьму. Прервалась схватка богатырей, Кюн Эрили вслепую хватал воздух вокруг себя, но так и не нашел он своего соперника.

Вдруг увидел Кюн Эрили свет. Свет был под самыми ветвями великого и прекрасного Аал-Лук Мас. Под деревом сидел дряхлый старичок. Побежал к нему Кюн Эрили, хотел на нем свою злость сорвать. Да старичок оказался проворным не по годам, ловко увертываясь от кулаков богатыря, он поведал ему:

— Ты был рожден в семье бога Среднего мира Юрюнг Айыы Тойон и доброй Кюн Кюбэй Хотун и спущен с Верхнего мира на землю среднюю с миссией стать родоначальником народа ураанхай. А я должен быть тебе мальчиком-слугой, Сорук Боллуром.

Опешил Кюн Эрили от этих слов.

— Дожил я до своих лет, не зная, кто мои родители и откуда я. Теперь я понимаю, почему я смог одолеть богатырей из двух миров! Теперь мне ясно, кем я должен стать! Я стану богатырем! Скажи мне, Сорук Боллур, где мне взять богатырскую кольчугу и оружие, которые смогут выдержать самый страшный и жестокий бой?

— Послушай, Кюн Эрили, иди, приготовь матачахан (- мясо с кости, которое богатыри в дальнюю дорогу брали с собой в качестве гостинца),сшей переметную суму из шкур четырех быков и иди по западной правой стороне, держась края своей страны. Тебе нужно будет пройти трудный путь через реки, озера и болота. Тридцать дней идти, пока не увидишь дымок исходящий из трубы белого якутского балагана. Живут в нем девять братьев-мастеров, прославленных в веках своими трудами.

Их господин – седовласый старик, ему и преподнесешь свой гостинец – матахчан. И только после этого скажешь ему, что нуждаешься в костяном луке да крепких, острых стрелах.

После этого, пойдешь дальше. Когда тот край закончится, увидишь песчаную гору на которой растут железные растения: сосны, лиственницы, трава, кусты. Увидишь красные, будто в крови молодые березки, багровые ивы. Будет там проход, который будто говорит «Дай!», высокая дорога, которая будто просит: «Отступи!», засушливые, страшные места, где нет ни души…

Там ты увидишь посреди океана плавучее гнездо, в котором живет алый хитрый зверь с двумя своими детьми. По пути к нему ты должен будешь убить лося, медведя и волка и сложить их всех в свою переметную суму. Как только доберешься до гнезда, отдай свою добычу зверю. Когда он с детьми своими отведает твои дары, отдаст тебе берестяное яйцо, которое тебе нужно разрубить пополам. Половину – тут же съешь, а в другой половине будет масло, которым тебе надо будет обмазаться, да нырнуть в океан. Тут же ты обретешь способность плавать как рыба!

Надо будет тебе плыть долго-долго, прорвав по пути семьдесят семь широких сетей и девяносто девять поперечных сетей рыбаков. Тогда ты доберешься до места, где живет прославленный кузнец Кытатай Бахсы — отец девяти сыновей-разбойников и семи сумасшедших дочерей. Он будет прогонять тебя и ругать, но ты не слушай – во что то ни стало – оставайся. Стой на своем,тогда только получишь ты доспехи и амуницию богатыря, равных которым нет на белом свете.

Послушав все, что сказал Сорук Боллур, Кюн Эрили вскочил и тут же начал собираться в дорогу. Все, что велел ему СорукБоллур исполнил, весь трудный путь прошел как по маслу, пока не добрался он до мест, где жил кузнец Кытатай Бахсы.

Долго плыл Кюн Эрили, разрывая рыбацкие сети, но добравшись до заветного берега, был встречен дочерью кузнеца Кытатай Бахсы по имени Тыал Хара Хотообо, которая вышла за водой. Увидев сильного и красивого Кюн Эрили, девушка тут же влюбилась и потребовала Кюн Эрили жениться на ней. Но Кюн Эрили только посмеялся над ней:

— Я мужчина Среднего мира, знаешь ли ты, каково быть женой такого человека? Захочу поцеловать – дам пощечину, обнять – ударю, а от большой любви – тумаков тебе не избежать никак!

Но Тыал Хара Хотообо было все равно:

— Хочешь бить – бей, но только женись на мне!

И тут Кюн Эрили набросился на Тыал Хара Хотообо, схватил ее за железные волосы и так ее избил, что девушка-абаасы взвизгнула:

— Ай-ай-ай! Как же больно! Не хочу быть твоей женой! Прочь с глаз моих!!! Отец мой, братья мои, отомстите за меня!!!

Услышал мольбу дочери кузнец и велел своим сыновьям схватить и наказать Кюн Эрили. Девять братьев-разбойников тут же изловили силача и привязали его вниз головой к железному амбару.

Ох и не сладко пришлось отважному воину, стал он просить помощи у отца своего Юрюнг Айыы Тойона. Тут же послышалось пение с небес и прямо в рот Кюн Эрили попало волшебное божественное масло, приняв которое превратился он в непобедимого богатыря. Высвободился ботур из пленения

— Ну что, Кытатай Бахсы, хотели вы меня убить да не вышло. Вынеси мне сейчас же лучшее одеяние богатыря и опаснейшее оружие, иначе тебе не поздоровится!

Испугался Кытатай Бахсы, повелел он отдать Кюн Эрили все, что он хочет. Одевшись в богатырские одеяния, вскочил ботур на коня и вмиг домчал до своего дома.

Вдруг видит: спешит, торопится к нему Сорук Боллур, встревоженный не на шутку:

— Кюн Эрили, беда! Идет в наш срединный мир девятиглавый богатырь-абасы Алаа Мохойдон! Что-то страшное грядет!

Не успел договорить Сорук Боллур – потменело все вокруг, послышался жуткий топот и смех. Раз! И перед Кюн Эрили предстало девятиглавое чудовище:

— А ну-ка, приведи мне свою красавицу-сестру Сыралыма Куо, а то вмиг прихлопну тебя – только зола от тебя останется! – на девять разных голосов заголосил абасы.

— Послушай сюда, дурак Алаа Мохойдон, возвращайся туда, откуда пришел! – ответил ему Кюн Эрили.

— Что он сказал? – возмутились девять голов абасы – Ты дураком меня назвал?!

И началась схватка между чудищем и Кюн Эрили. Увидев это, Сорук Боллур вмиг обратился в богатяря Джуру Ботура, и поспешил Кюн Эрили на выручку! Недолго шел бой – два смелых богатыря одолели Алаа Мохойдона и вернулись в алас, где стоял балаган Кюн Эрили.

Тут Джура Ботур решил снова попытать счастья:

— Кюн Эрили, я хочу жениться на твоей сестре Сыралыма Куо.

— Ну, я гляжу, появился у меня достойный зять. Если сестра моя согласится и мил ты ее сердцу – отдам за тебя Сыралыма Куо! – улыбнулся богатырь Кюн Эрили.

Услышав, что сказал брат, вышла к ним солнцу подобная Сыралыма Куо. Скромно потупившись, она сказала:

— Брат мой, если ты согласен, то, как же я могу быть против?

— Ну, тогда будьте счастливы! – обрадовался Кюн Эрили, — Живите дружно, берегите друг друга! Пусть дом ваш будет полной чашой!

В честь свадьбы Сыралыма Куо и Джура Боотура был устроен семидневный ысыах, на котором все танцевали и пели, досыта ели и пили, благословляя прекрасных молодых на долгую и счастливую жизнь.

Авторы  Н.И. Степанов — Ноорой, текст читают актеры театра «ОЛОНХО»

Источник: http://alanab.ykt.ru/frontend/web/skazki/yakut/index.html

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.