Арась «очаг, костер». В мансийской традиционной культуре очаг являлся не только источником тепла, света и приготовления пищи, но и местом обитания обожествленного «домашнего огня». Все, что связано с огнем, приобретало сакральный характер. Очаг согревает, освещает, треском предупреждает об опасности, ест дрова, спит в остывающих углях и бодрствует в разгорающемся пламени. Огонь способен уберечь от темных сил оставленного в люльке ребенка; его нельзя ворошить железными предметами: огонь живой, у него как у человека, есть душа, обитающая в голубой кромке пламени.
Огонь в представлениях обских угров различался по своей изначальной природе. Он мог быть «божественным», «громовым», полученным от молнии бога громовника Сяхыл-Торума; мог быть «деревянным», возникшим в результате трения, «каменным» – при высечении из кремня. «Домашний огонь» – огонь очага – обладал наибольшей силой.
Богом очага и дома у лозьвинских манси считался Ловья-хум, обитающий в бревенчатом доме в трубе (сѐвал ), а в конусообразном (ерн-кол ) – в костре. При постройке нового жилища ему приносились дары – платки с завязанными в них монетами. По мнению манси, это должно было привлечь Ловья-хум поселиться в доме.
У манси существовали специальные культовые места, посвященные Огню. Одно из таких святилищ, Арась кан «Огня место», находилось вблизи Новинских юрт на Малой Оби.
«Эрыг-отырт йис потырыт, лянхыт»
Времён песенных героев правдивые вести, сказания
Компьютерная графика Владимир Наговицын