Колыбели у северных народов России

Первым домом для новорожденного ребенка у северных народов была колыбель. В зависимости от конструкции и других особенностей колыбели северных народов разделяют на несколько   групп:

К первой группе (тунгусо-маньчжурские народы, долганы, северные якуты, часть нганасан) относятся колыбели, состоящие из двух дугообразных согнутых досок, образующих борта, и прямого дна. Иногда в изголовье прикреплялась дуга для полога.

Ко второй группе (подавляющее большинство народов южной и юго-западной Сибири, буряты, якуты, айны) относятся колыбели прямоугольной формы, состоящие из двух бортов, соединенных поперечными планками, на которые устанавливалось дно. В головной части устанавливалась дуга, в ножной — поперечная дощечка с отверстием.

У бурят встречаются люльки трех родов: а) берестяная, самая старинная; б) деревянная  в) заимствованная от русских. По словам нижнеудинских бурят, берестяная люлька очень удобна и легка для ношения, когда приходится с ребенком ехать в лес. За четыре ремня люльку привязывают к сучьям дерева и тогда в ней удобно качать ребенка. Также такую люльку вместе с ребенком нетрудно нести на руках или на спине.

К третьей группе (ненцы, энцы, селькупы, кеты, часть нганасан, тувинцев-тоджинцев, тофаларов) относятся другой тип колыбели: деревянные или берестяные овальной формы, с плоским дном, невысокими бортиками, широкой головной частью и дугой в изголовье. Все детали соединялись сыромятными ремешками. Первую колыбель для ребенка чаще делали из бересты, складывая ее в виду  продолговатого блюда с крутыми стенками, борта соединяли ивовым ободком, а в изголовье помещалась дуга с ремешком.   В  берестяной колыбели младенца держали только 2-3 месяца, а затем   перекладывали в деревянную колыбель, переходившую по наследству от одного благополучно выросшего ребенка к другому.

К четвертой группе (нивхи, ульчи, нанайцы, теленгиты) относятся выдолбленные из расколотой пополам колоды дерева,  Ножки ребенка при этом выступали за край колыбели.

В дно чуть ниже спины младенца вставлялась поперечная дощечка с отверстием для стока мочи, под которое подвешивали берестяной чумашек. Колыбели были приспособлены для ношения на спине.

К пятой группе (обские угры, селькупы) относятся деревянные или берестяные колыбели полуовальной формы, имеющие неподвижно прикрепленную спинку. употреблялась в основном в дневное время и была предназначена для сидячего и полулежачего положения ребенка, а поэтому имела высокую неподвижную спинку.  Временная колыбель представляла собой короб прямоугольной или овальной формы из цельного куска бересты с невысокими бортиками.

К шестой группе (многие народы Сибири) относятся колыбели, выполненные из одного куска бересты, сложенные в виде продолговатого короба с невысокими бортиками.

В холодное время на  колыбели надевали меховые или ровдужные чехлы.

Колыбель   воспринимали как микрожилище, как некий «дом в доме». Держали детей в колыбелях очень долго, до 2-3х лет. Существовало поверье о том, что ребенок, начавший рано ходить, долго жить не будет. Потребность в движении младенец мог реализовать только  выпрямляя ноги и упираясь головой в изголовье.

У некоторых народов (ненцев, энцев, эвенков, кетов) был один вид колыбели использовавшийся и в дневное, и в ночное время.  А вот у селькупов, хантов, манси, нанайцев, орочей, нивхов, негидальцев известны дневные (чаще сидячие) и ночные колыбели.  У селькупов, хантов, манси, кетов, нганасан, ульчей и др. были также временные колыбели для детей до 2–8-месячного возраста. Женщины делали их из бересты сразу после рождения ребенка. Считалось, что  в первые несколько месяцев жизни ребенок «нечистый», поэтому временную колыбель не разрешалось подвешивать к шестам чума. По истечении срока ее обычно выбрасывали.  Постоянную колыбель делал отец или дед ребенка. Она изготовлялась из бересты и (или) дерева. Детали сшивались корнями черемухи, кедра, сухожильными нитями, ровдужными ремнями и др. (у селькупов борта  колыбели для мальчиков делались из древесины ели, для девочек – из березы).

Постоянную колыбель никогда не выбрасывали, за исключением случаев, когда в ней умер ребенок.
В первое одеяние – одеяльце – завертывали на 6 – 7 день; несколько позже шили рубашку. Примерно в это время отец делал новую деревянную колыбель, если в хозяйстве не сохранилось старой (от других детей). Некоторые шили колыбель из бересты и обшивали ее ровдугой (замша из оленьей или лосиной шкуры).

ОБЕРЕГИ

Если колыбель  была новой, ее всегда очищали. Прежде чем положить в колыбель ребенка, в ней в течение трех дней держали молоток и нож, чтобы мальчик был хорошим охотником; иногда в нее ненадолго клали щенка или птичку, чтобы ребенок не болел. Нанайцы проводили над огнем обряд ее очищения от злых духов .

Эвены нашивали на спинку колыбели изображение солнца из бисера, селькупы вырезали крест, обские угры – изображение «сонной души» ребенка – птицы сна тетери, которое «закрепляло» душу младенца и способствовало сну. обереги в виде зубов оленят, монеты, когти животных.

На дно колыбели или под нее клали щенка, нож, клыки и когти хищных животных, что-нибудь острое для защиты от злых духов. Дуга для полога над изголовьем позволяла согревать ребенка под меховым и ровдужным чехлом.

Снаружи к головной и боковым частям, а также под изголовьем подвешивали разного рода подвески с магической целью:

  • передние нижние зубы копыт­ных животных, чтобы был хорошим охотником;
  • зубы медведя, лисиц, белок, горностая, чтобы легко лазил по горам и побеждал врагов, как медведь; два изображения людей, чтобы заменять душу ребенка, когда та во время сна выходила путешествовать, охранять и успокаивать его;
  • изображения птички (чиноко), жабы и лягушки, чтобы они предохраняли от расстройства желудка (хинганские эвенки, кроме того, добавляли мешочки с волосами старших детей);
  • изображение кукушки из ровдуги, чтобы способ­ствовало росту ребенка;
  • монеты и кружки, подвешенные под из­головьем, обозначавшие будущие деньги; наперсток и кусочки тряпок (у девочек), чтобы дочка была хорошей рукодельницей, лучок со стрелами (у мальчиков), чтобы сын был хорошим стрел­ком.

Под изголовье клали маленькое изображение человека, оде­того в шаманский плащ, для охранения от духов враждебных шаманов. Все подвески при движении колыбели брякали и усып­ляли ребенка. Когда он расставался с колыбелью, эти подвески пришивали ему на пояс и спинку кафтанчика.

Гигиена

Ребенок практически никогда не покидал колыбель, поэтому  ее всегда оборудовали устройством для удаления нечистот.  Для впитывания мочи  клали  белый мох и сухие древесные гнилушки, которые укладывали на специальный вкладыш-лоточек из бересты с невысокими бортиками (ханты, манси, селькупы). Некоторые народы делали в колыбели небольшое отверстие, под которое подвешивали берестяной чумашек. Эти традиции живы до сих, так, к примеру, современные ненцы на нижний слой мха, уложенный на дно колыбели, кладут клеенку,  а затем вновь мох, который после увлажнения меняют.

Ношение и транспортировка

На севере детей с собой практически не носили, за исключением некоторых народов, в частности, эскимосов, коряков. Их одежда (парки) была приспособлена для ношения ребенка на себе, а потому тот проводил гораздо больше времени с мамой.

Во время «оседлого» периода  колыбель  обычно  подвешивали в жилище с помощью специального крюка, мать хлопотала рядом по хозяйству, присматривая параллельно за младенцем. У ульчей, кстати,  была даже специальная система ремней, регулируя натяжение которых, придавали колыбели то горизонтальное (когда ребенок спал), то наклонное или вертикальное положение, при котором ребенок опирался ножками на нары или скамью и понемногу сам начинал себя раскачивать. Ночью мать частенько ставила колыбель  рядом с собой на постель.

На период кочевья или же просто по необходимости удобная конструкция и легкий вес люльки позволяли легко использовать ее в трудных  условиях жизни северных народов. Колыбель можно было носить на плечах, на руках,   навьючить на оленя, перевозить на лодке и привязывать к нарте. Различные обереги, подвешенные к колыбели, при переездах играли весьма важную роль: перезвон и бряканье означали, что люлька надежно закреплена и ребенок на месте. А высокие борта, чехол и/или переплет ремешков не позволяли малышу выпасть из люльки,  защищая от ветра ,снега и дождя.

Когда ребенок вырастал, колыбель хранили в амбарах, на лабазах, она переходила по наследству в родственных  семьях. У народов Северо-Востока (чукчи, коряки, эскимосы) вместо колыбелей были мешки из шкур (для грудных детей) и спец. комбинезоны (чук. – хонпа, кор. – эвенлю, эск. – калдывакуагык) с зашитыми отверстиями для рук и ног. Мешок с ребенком иногда подвешивали к шестам яранги.

Сейчас традиции использования колыбелей практически утрачены, и используются они обычно в тех случаях, когда они получены в наследство от старших поколений.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.