Зачем хантам «пятая графа»?

В случае с теми, кто появился на свет в тундре, да еще задолго до того, как туда добрались цифровые технологии, нередко документы составляли некорректно.huge_e7c5e551-3cb1-4480-aeef-68091526e238

Как ни странно, отмена «той самой», «пресловутой» – каких только эпитетов не придумывали в 1990-е правозащитники – графы «национальность» в российском паспорте, обернулась большой проблемой для тех, кого на национальной карте страны видно не так отчетливо. Это представители коренных малочисленных народов Севера. В те же 90-е, чтобы защитить их от натиска нефтяников и газовиков, был принят ряд документов, гарантирующих права коренному населению на территориях, где активно добываются «черное» и прочее золото страны. Но как доказать, если в главном, для любого гражданина России, документе не написано, «кто я»? Вопрос обсуждается до сих пор.

В том числе и об этом в Тюмени говорили руководители областных общественных организаций и представители российской Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока 23 августа на заседании рабочей группы по вопросам экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера.

Сейчас подтвердить свою национальность можно только с помощью свидетельства о рождении, где до сих пор записывается национальность родителей. Но в случае с теми, кто появился на свет в тундре, да еще задолго до того, как туда добрались цифровые технологии, нередко документы составляли некорректно, нередко родителей записывали русскими, чтобы избежать проблем с вливанием в «единую общность — советский народ» или потому что у рода фамилия очень похожа на русскую, нередко документы вообще терялись при бесконечных переездах с одного стойбища на другое.
Поэтому первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Нина Вейсалова отметила, что разработка механизма документального подтверждения принадлежности граждан Российской Федерации к коренным малочисленным народам сегодня — это один из главных вопросов.

«Одно из предложений, как это сделать — это создать федеральный реестр, базу данных, перечень, как угодно можно это назвать, где будут отражены все коренные народы в соответствии с их хозяйственной деятельностью. В первую очередь это те, кто ведет кочевой образ жизни или занимается традиционной хозяйственной деятельностью. Сегодня это самая уязвимая категория населения. Такая работа ведется во многих регионах, хотелось бы распространить их опыт на те регионы, где еще очень слабо ведется работа в отношении коренных малочисленных народов».

В Тюменской области такой реестр создан. В нем сегодня — 86 жителей Уватского района. Это ханты, переехавшие «с севера на юг» в 60-е годы XX века, когда на их родовые угодья в Кондинском районе пришли покорители Севера. Живут так, как с незапамятных времен по берегам рек Туртас и Демьянка жили остяки — охота и рыболовство.

Уватский район сегодня тоже нефтеносный, но недропользователи, осваивая новые участки, учитывают интересы коренных жителей, выстраивая совместную работу с областной общественной организацией коренных малочисленных народов «Кедр» и областным комитетом по делам национальностей. Одно из новых предложений «Кедра» – организовать в Демьянской школе-интернате факультатив по изучению языка ханты, чтобы дети, живя на «большой земле» не забывали языка своих родителей. Уже нашли и молодого педагога, носителя языка.

«У нашей Ассоциации 34 отделения, — говорит Нина Вейсалова. – Тюменская организация «Кедр» – одна из самых опытных членов Ассоциации. Здесь наработана очень большая практика по защите прав коренных малочисленных народов, по сохранению и развитию национальных видов спорта и национальной культуры в целом. Такая организация может быть примером для многих в нашей Ассоциации».

Насчет развития интереса к национальной культуре у «Кедра» далеко идущие планы. Организовав в 2012 году в музее-заповеднике на озере Андреевское интерактивную зону «Традиционный быт коренных малочисленных народов Севера Тюменской области», удалось существенно увеличить турпоток — если за 2011 год насчитали семь с небольшим тысяч посетителей, то в 2015 году там побывали 18,5 тысячи человек.

Экскурсоводами работают ненцы, ханты и манси. Настоящим хитом новогодних каникул 2016 года в Тюмени стало катание на оленьих упряжках, в целом в первом полугодии это года уже 11 тысяч жителей и гостей областной столицы побывали на «Стойбище». Оно стало одной из площадок для проведения российско-американского форума Стэндфордского университета и вошло в программу зарубежных участников чемпионата по летнему биатлону, детской футбольной команды из г. Целле, Германия и многих других. И к тому же музей-заповедник с интерактивной зоной вошли в программу импортозамещения Федерального агентства по туризму — как часть проекта «Великий чайный путь». Осенью на стойбище по этой программе ждут группы туристов из Санкт-Петербурга и Москвы.

В Уватском районе МУП «ПОХ Кедровый» – это уже не просто хозяйство, где работают все взрослые ханты, а инвестиционный проект, включающий в себя организацию этнографического комплекса, открытие цеха по производству сетей, охотничьих лыж, берестяной посуды и, что немаловажно, — все это с обязательным обучением подрастающего поколения традиционным промыслам.

Источник http://www.vsluh.ru/news/society/310254

Добавить комментарий