Выгодно ли быть эвенком?

Проблемы коренных малочисленных народов Бурятииcf42df4a7bc45c6f87bd6962e1074167

Ежегодно 9 августа во всем мире отмечают Международный день коренных народов мира. К этой дате мы хотим обратить внимание читателей на такой коренной малочисленный народ, как эвенки.

Многие  живущие  у Байкала  думают, что  эвенкам  положены  небывалые льготы,  и  готовы ради них поменять национальность. А каково на самом деле живется настоящим эвенкам в Бурятии?

Как стать эвенком?

Те,  кто  хочет  стать  эвенком, встают  в  тупик,  ведь  из  паспорта  убрали  графу «национальность».

—  Отсутствие  документального  подтверждения  принадлежности  к  малочисленным  народам  Севера  затрудняет  реализацию  прав, предусмотренных  законодательством.  Это  ставит  в  затруднительное  положение  и природоохранные,  и  надзорные органы, которые следят за законностью  в  сфере  добычи нерпы и рыбы, охоты, — говорит президент Ассоциации коренных  малочисленных  народов  Севера  Республики  Бурятия Надежда Будаева.

Поэтому без справки о том, что  эвенки  или  сойоты  на  самом деле являются таковыми, никуда. Когда-то  в  паспорте  была пятая  графа,  где  и  указывалась  национальность.  Проблем тогда не возникало. У детей  национальность  указывалась в свидетельстве о рождении.

—  В  Бурятии  выдавали  вкладыш  в  паспорт  на  основании  свидетельства  о  рождении,  но  по  протесту  прокуратуры  вкладыши  выдавать  перестали.  Затем  сельские  администрации  начали выдавать справки с указанием национальности.  В 2003  году со вступлением в силу закона «Об  общих  принципах  организации  местного  самоуправления» по протесту прокуратуры администрации перестали выдавать и эти справки, — говорит Надежда Будаева.

В настоящее время правом выдачи  справок  обладает  Ассоциация  коренных  малочисленных  народов  Севера  Республики Бурятия.

—  Мы  выдаем  справки на  основании  свидетельства о  рождении.  Многие  инстанции  больше  доверяют  справкам, нежели свидетельствам о рождении, — отмечает президент ассоциации.

Но  национальность  указывалась только в свидетельствах  о  рождении  советского образца. В новых тоже убрали графу «национальность».  Как же  быть  рожденным  в 90-е годы?  Председатель  культурной автономии эвенков Мария Бадмаева говорит, что, например, в Северобайкальске есть практика  доказывания  национальности  по  суду.  Для  этого нужно найти двух  свидетелей,  которые  подтвердят,  что вы  ведете  традиционный  для эвенка образ жизни.

Вернуть пятую графу!

В  Якутии,  по  словам  Марии Бадмаевой,  собираются  возродить практику выдачи вкладышей в паспорта.

—  В  России  проживают всего 240 тысяч представителей  малочисленных  народов. Почему бы не выдавать вкладыши? —  задается  вопросом председатель  культурной  автономии.

Надежда  Будаева  также поддерживает  идею  о  возвращении пятой  графы. По ее словам, в этом году в Госдуму внесли  проект  об  утверждении реестра коренных малочисленных народов Севера. Инициатор  разработки  этого  реестра — Федеральное агентство по делам национальностей.

Цель  создания  этого  реестра — учет численности населения, которое можно отнести к  коренным  народам.  Кроме того,  измененное  федеральное  законодательство  позволит упростить получение представителями  малых  народов различных  квот  на  использование биологических ресурсов. —  Мы этот реестр не одобряем, так как оттуда выпадают  представители  коренных малочисленных  народов,  которые проживают в Улан-Удэ.

Попадают в реестр только те, кто  проживает  на  территории традиционного  природопользования! — возмущается президент ассоциации.

Реестр составляется на основании распоряжения правительства  РФ  от 08.05.2009  г. №631-р. Оно и определяет места  традиционного  проживания  и  традиционной  хозяйственной  деятельности.  В  Бурятии  к  таким  местам  относятся семь районов: Баргузинский (поселения «Баргузинское», «Сувинское», «Юбилейное»); Баунтовский,  Закаменский (улус  Мыла),  Курумканский (село  Курумкан,  поселения «Дырен», «Улюхан»),  Муйский (поселение «Муйская сельская администрация»),  Окинский, Северо-Байкальский.

—  Мы  начали  работу  по вхождению  Улан-Удэ  в  этот перечень, —  резюмировала Надежда Будаева.

Безлимитная охота и рыбалка

Какие  же  преимущества  есть у эвенков? Почему многие жители  Бурятии  так  стремятся записаться  эвенками  и  сойотами?

—  Коренные  малочисленные народы имеют право безвозмездно  и  безлимитно,  без всяких  разрешений  охотиться, добывать  нерпу,  ловить  рыбу. Молодые  люди  могут  проходить  альтернативную  службу. Коренные  малочисленные  народы освобождаются от уплаты  земельного  налога, —  перечисляет  Надежда  Андреевна.

Но  гладко,  как  всегда,  только  на  бумаге.  Например,  чтобы  получить  охотничий  билет  и  право  неограниченной охоты на диких животных, нужно собрать множество справок.

—  Федеральные  законы приняты,  рыбу  ловить  можно, но местные чиновники унижают наших  сородичей.  Каждый  раз в  Северо-Байкальском  районе эвенку  нужно  показывать  па спорт, когда он идет на рыбалку.  Хотя  инспекторы  всех  знают в лицо. Изымают сети… Проблем  очень  много. Чтобы  поймать рыбку, поохотиться, нужно доказать, что ты эвенк, — говорит Мария Бодоуловна.

На грани выживания

Остро  стоит  проблема  традиционного рыболовства.

—  Еще три года назад северобайкальские рыбаки били тревогу. Сроки нерповки, установленные  Росрыболовством, слишком  поздние —  Байкал уже «распалялся»  к 25  апреля.  Наши  люди  не  успевали поймать  достаточное  количество  голов  нерпы,  говорили, что  ее  количество  значительно увеличится. Это и произошло. Сейчас внесли изменения в закон, теперь нерпу добывают не с 25, а с 10 апреля, — говорит Надежда Будаева.

Президента  ассоциации также  пугает  возможный  запрет на вылов омуля.

—  Чиновники считают, что если  разрешат  ловлю  омуля  нам,  то  этим  воспользуются и браконьеры. Но если ловлю  запретят,  как  будут  кормить  свои  семьи  родовые  общины, как будут существовать дальше?  Эвенки  всегда  ловят столько рыбы, сколько нужно, большие  объемы  не  добывают, — подчеркивает Надежда Андреевна.

Еще одна проблема — падеж  оленей  из-за  потравы волков  и  отсутствия  корма. Из-за пожаров прошлого года много ягельника сгорело в Баунтовском  районе,  выгорело почти 13 тысяч гектаров леса.

—  У  нас,  где  пожар,  где идет промышленное освоение, там  охотугодья  выкуплены  на аукционе… И оленей пасти негде.  Эвенки  сейчас  находятся на  грани выживания! —  говорит президент ассоциации.

Кроме  того,  на  поддержание традиционной хозяйственной деятельности попросту не хватает средств.

—  По  таежному  оленеводству  выдаются  дотации. За  одну  голову  дают 700  рублей  в  год.  Эти  деньги  ничто. Нам нужны большие кормовые машины,  чтобы  завозить  корма в  тайгу. Все думают, что  у эвенков  множество  льгот,  но это не так. Например, образование наши дети получают на общих основаниях, —  говорит Надежда Будаева.

«В эвенки записываются люди других национальностей, чтобы получить выгоду. У них меркантильные интересы», — говорит Мария Бадмаева.

К  слову,  в  БГУ  есть  кафедра языков коренных народов Сибири,  где  можно  получить специальность  преподавателя эвенкийского языка.

—  В 2015  году  там  было всего  одно  бюджетное место, а  коммерческое  стоит 90  тысяч в год. Где людям взять такие деньги? — вопрошает Мария Бодоуловна.674e8b6738f1daabe476d2d9c73f8ac8

Скала Белая гора, состоящая из белого известника, – древнее сакральное место поклонения эвенков в Баунтовском районе
Фото: fanatbaikala.livejournal.com

«Ребята хотят жениться, семью завести. А кто из современных девушек сейчас пойдет в тайгу? Эвенки вынуждены уходить из тайги. Жизни там нет. Раньше завозились грузы на вертолетах, ветеринары приезжали, сейчас никто в тайгу не поедет и не полетит. Так рушатся хозяйства».

Безответственные добытчики урана, нефрита и золота

В  настоящее  время  представители  коренных  малочисленных  народов  Бурятии бьются  за  создание  в  республике  территорий  традиционного  природопользования (ТТП).  Их  создание  позволит районам, где ведется добыча природных ископаемых, получать компенсации за нанесение  природе  экологического ущерба. А  в  случае,  если  эти земли  будут  признаны  ТТП, недропользователям придется  согласовывать  свои  проекты с местным населением и заключать соглашения с районной администрацией.

—  В  Якутии,  на  Ямале, Сахалине недропользователи понимают, что должны нести социально экологическую ответственность. Там  заключены  соглашения между малыми народами, органами власти  и  недропользователями. Они  выплачивают  компенсации за пользование недрами. Наши  народы  не  получают никаких  компенсаций,  хотя территории постоянно уменьшаются, — говорит Надежда Андреевна.

Председатель  культурной автономии эвенков Мария Бадмаева  говорит,  что  на  республику  идет большой натиск промышленных предприятий.40cc431089eb51b7de969c3abe5fa8f4

—  В Окинском районе работают  промышленники.  Это, конечно,  государственное дело. Но,  прежде  чем  начать копать  землю,  пусть  недропользователи согласуют с жителями, администрацией свои проекты. В Баунтовском районе ведется разработка урана.

Хотя и говорят, что там современные  технологии, а кто  замерил,  какой  вред  это  наносит  экологии?  Забайкальская горнорудная  компания  выдает  эвенкийскому  селу  Россошино  какие-то  подачки,  но люди  там  сидят  без  работы. Раньше,  когда  была  община «Дылача»,  они  собирали  окатыши,  а  сейчас  к  добыче  их не допускают, — перечисляет проблемы Мария Бодоуловна.

Она  говорит,  что  в 2015 году  вместе  с  другими  эвенками  на  вездеходах  объездила  весь  Баунтовский район.  Цель  экспедиции — выявление  сакральных  мест —  Мы  ехали  ночью  и  видели огни. Я спрашиваю: «Что это?».  Мне  ответили,  что  это частники  моют  золото.  В  Баунте вся земля «взъерошена», рекультивацию никто не ведет, после себя добывающие предприятия не убирают. К святым местам наплевательское отношение — везде мусор, — негодует Мария Бодоуловна.

Справка infpol.ru: Эвенки делятся на: конных — Курумканский, Баргузинский районы; оленных — Баунтовский и Северо-Байкальский районы; береговых — Северо-Байкальский район. В Бурятии на 2010 год проживало 6553 представителя коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Из них: сойотов – 3579, эвенков — 2974

Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ

■ Животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство).

■ Переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов.

■ Собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак).

■ Разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства.

■ Бортничество, пчеловодство.

■ Рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов.

■ Промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции.

■ Земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений.

■ Заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд.

■ Собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).

■ Добыча и переработка общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд.

■ Художественные промыслы и народные ремесла.

■ Строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.

Источник http://www.infpol.ru/news/asia/117712-vygodno-li-byt-evenkom-/

Добавить комментарий