Вороний день. Почему ханты и манси не отмечают Новый год

Некоторые коренные народы, проживающие на территории Югры, празднуют начало Нового года весной с прилетом вороны. Коренные народы Севера живут по своему календарю и привычный для нас зимний праздник – Новый год – отмечают в начале апреля.

Вороний день

Начало Нового года у разных племен Обских угров отмечается в разные месяцы. Например, у остяков рубеж конца и начала года приходится на неделю между 14 и 21 октября. На Демьянке новый год отсчитывают с Петрова дня (12 июля), называемого етлепол котль.

Научный сотрудник музея под открытым небом «Торум Маа» Наталья Коротецкая рассказала о хантыйском Новом годе: «Народы ханты и манси Новый год с 31 декабря на 1 января не отмечают. Издревле начало года у них праздновалось весной, в конце марта – начале апреля. В это время происходит смена промысла, заканчивается зимняя охота, сезон которой открылся в ноябре, и начинается время рыбной ловли, прилетает первая птица – ворона».

Фото: АиФ / Екатерина Лосецкая. На фото Обские угры отмечают день прилета серой вороны

На некоторых территориях Новый год совпадает с нашим. Например, на Большом Югане Новый год отсчитывают со дня етлип пор, приходящегося на январь. Новый год начинается у сынских, куноватских, каэымских, ваковских хантов, а также сосьвинских манси.

Сами месяцы в привычном для нас понимании не имеют смысла для коренных народов. Они живут в своем особом природном ритме, при котором не важен отсчет часов и недель, а длина «месяца» колеблется от 15 до 90 дней.

«Месяц умирания Оби»

Историк Яков Яковлев рассказал о том, как у коренных народов делится год: «Летоисчисления в привычном нам понимании (от Рождества Христова или мусульманский Хиджры) у Обских угров не было. Счастливые не только часов, но и годов не наблюдают.

А год делился на разные производственные циклы, что вполне понятно для присваивающей экономики – «время прилёта гусей», «время отёла важенок», «время сбора морошки» и т.д. При этом разные типы хозяйства (у одних групп больше развито оленеводство, у других – охота, у третьих – рыболовство…) сформировали и разные календари. Единого календаря (как и единого языка) у хантов и манси не было – у каждой группы свой».

Фото: Екатерины Лосецкой

Январь у северных народов называется «месяц середины года», «месяц умирания Оби», «топорище ломающий месяц», у северных манси – «месяц тридцати топорищ».

Январь – это нижняя точка зимы, время затишья хозяйственной активности. Замиранию природы народные традиции противопоставляют оживление общения между людьми: проходят гостевания, сопровождающиеся договорами о последующей совместной деятельности, взаимным одариванием (поездка в гости называется у ханты «к подарку ехать»).

В январе Обские угры отмечают середину зимы, но этот праздник не считается началом года.

Современные ханты

Современное поколение коренных жителей не прочь отметить один из самых ярких праздников в году. Например, в детском этнокультурно-образовательном центре «Лылынг Союм» педагоги ежегодно проводят для ребят новогодние утренники с национальным уклоном, где духи покушаются на символы праздника – ель или звезду, но добро, как и положено, всегда побеждает.

Актер Александр Хвыля в роли Морозко в одноименном фильме. Фото: www.russianlook.com

Есть у Обских угров и Дед Мороз. Только зовут его Ищки-Ики – Морозный мужчина. Он является главный героем во всех новогодних представлениях. Так и в этом году в Ханты-Мансийске Ищки-Ики будет хозяином праздника в снежном кафе в парке Бориса Лосева.

Современные представители коренных народов Севера предпочитают отмечать Новый год со всем миром – по григорианскому календарю. На стол все же ставят чисто национальные блюда, будь то студень из стерляди, пирог из муксуна, строганина из осетра, котлеты из щуки и прочее. Хотя с такими продуктами неплохо уживаются на одном столе и мандарины, и оливье, и шампанское.

Источник http://www.ugra.aif.ru/society/1073869

Добавить комментарий