Волшебники Севера

В 1556 году английский путешественник Ричард Джонсон побывал среди ненцев и описал шаманский сеанс, на котором ему удалось присутствовать. Он рассказал о призывании духов дикими вскрикиваниями, об особой одежде шамана и удививших его фокусах. Так на его глазах ненецкий заклинатель уколол себя мечом, но раны на теле не оказалось. Затем шаман раскалил меч на огне и проткнул себя так, что меч вышел из спины, и Джонсон мог пощупать его рукой. Тем не менее, через некоторое время шаман, живой и невредимый, предстал перед участниками обряда. В чем фокус – обман зрения или реальность? Или волшебство? Кстати, слово волшебник от сибирских народов, издавна переводилось как шаман.

У всех народов Севера и Сибири по всему земному шару были шаманы. Они выполняли функции народных целителей и педагогов, поэтов и артистов, но самое главное, они являлись хранителями религиозно-философского мировоззрения народов Севера. Жизнь ненецкого народа в суровой тундре была очень трудной. Холодной зимой, которая длится почти год, женщины каждый день собирали хворост, согревали огнем чум. А мужчины пасли оленей и охотились. В таких условиях неизбежно наступали трудные ситуации. Ненцы верили, что все несчастья посылают им разгневанные духи природы и животных, которых они обидели. Вернуть расположение духов можно было с помощью жертвоприношения, а вот поговорить с ними мог только один человек – шаман. Он служил людям и духам. Считалось, что именно духи выбирают человека на роль шамана и наделяют его сверхъестественными силами. Шаман мог обеспечивать удачный промысел, предсказывать будущее, отвращать несчастья, находить пропажу, узнавать причину болезни, лечить больных. При этом шаман был наставником, он учил, как правильно вести себя среди людей и природы, чтобы избежать несчастья. Ритуал общения избранников с духами называется камлание. Он проводился в чуме и присутствовать на нем могли все желающие. Важная обязанность шамана – провожать души умерших в загробный, обычно подземный, мир.

Справка

Шаманство – одна из самых ранних форм религии, сложившаяся в древности в условиях первобытнообщинного строя.

Религиозные верования ненцев основаны на анималистических представлениях (Anima – душа, отсюда – «анимизм»). Весь окружающий мир представляется им населённым духами – хэхэ. Своих хозяев-духов имеют реки, озёра, явления природы.  От них зависит жизнь людей, удача в промыслах. Существуют духи добрые, помогающие людям во всех делах, и злые, насылающие на человека болезни и различные несчастья. Роль посредника между духами и людьми выполняли шаманы – «тадебя» (от глагола «тадебтесь» — заговорить, произнести заклинание). Они обычно определяли местоположение священных жертвенных мест, к ним обращались в случае недугов, неудачного промысла.

По верованиям ненцев, человек становился шаманом, если его избрали духи. Они принуждают своих избранников стать посредниками между людьми и миром духов. Люди, которым суждено было стать шаманами, имели особые отметки: родимое пятно, две или три макушки и т.д. Второе обязательно условие – обладание определёнными качествами и знаниями: шаман должен быть наделён способностью предсказывать судьбу отдельного человека и целого народа, иметь хорошую память, интуицию, воображение, артистический дар, владеть гипнозом.

Основным шаманским инструментом был бубен – пензер. Он символизирует оленя, на котором шаман якобы ездит по земле, поднимается на небо или спускается в подземное царство. Пензер имеет почти круглую форму диаметром 62-80 см. Обечайку делали из хвойного дерева, на неё натягивали кожу самца дикого оленя. На бубен навешивали колокольчики. Ещё одна важная деталь ненецкого бубна – это колотушка. Она сделана из дерева и напоминает узкую лопатку. Форма бубна имеет сакральный смысл: она как бы связывает верх и низ, является своего рода символом земли.

К числу атрибутов ненецких шаманов относился также посох. Изготовлялись посохи из специально выбранного дерева, в основном берёзы, считающейся священным деревом.

Шаманские камлания происходили чаще всего ночью при свете костра.  Рождение и смерть человека, все виды хозяйственной деятельности, в особенности всё связанное с оленеводством, охотой, рыбалкой, сопровождаются выполнением многочисленных культовых обрядов. Обряд жертвоприношения совершается и в праздники, связанные со сменой времён года. Важное место в этих обрядах занимает обряд жертвоприношения верховным богам и духам. Процесс совершения данного обряда, по понятиям ненцев, это форма связи с верховными существами. Чем слабее чувствует себя человек, тем обильнее должны быть жертвы. Ненцы полагают, что на духов можно влиять жертвоприношениями, ублажая и подкупая угощениями. На жертвоприношениях присутствуют в основном мужчины, женщины допускаются крайне редко.

Лечение заболеваний, возникновение которых можно объяснить видимой причиной (травма, обморожение, ожог), чаще всего было рациональным. Но при большинстве внутренних и психических заболеваний, причины которых лесным ненцам были непонятны, обращались за помощью к служителям культа, шаманам, выполнявшим наряду с другими функциями и роль врачевателей, отпугивающих приносящих болезни духов. Сеанс камлания происходил обычно вечером, в полутьме у разведенного очага под звуки бубна и продолжается в течение нескольких часов. Камлание, как правило, сопровождалось вхождением шамана в состояние транса. Очень часто для этой цели шаманы использовали мухоморы, которые сушили на солнце, мелко крошили, а затем размешивали в воде и проглатывали. Чтобы усилить действие мухоморов, кусочки сушеных грибов жевали вместе с табаком, запивая небольшим количеством воды. Для помощи больным шаманы применяли различные средства, при этом основным условием лечения являлось воздействие на психику больного и установление полного доверия к целителю. Для этого использовались ритуальные маски (из дерева, бересты, сукна, металла) и световые эффекты. Ритмичные удары в бубен, заклинания, пение, одурманивающий аромат сжигаемого багульника или чаги должны были помочь отвратить от больного преднамеренные козни злых духов.

Как правило, шаманы в своей практике использовали знания физиологии и анатомии человека, лекарственные средства различной природы и приемы врачевания: прижигания, массаж, психотерапию. При этом главным терапевтическим фактором являлось гипнотическое внушение, применяемое шаманами в различных формах, способствовавшее мобилизации защитных сил организма больного, укрепляющее его веру в выздоровление.

При легких недомоганиях присутствие шамана не требовалось, и злое начало (болезнь) могло быть изгнано из тела человека другими средствами, например жертвоприношениями в святилищах. В случае болезни часто прибегали и к помощи дян, ката («бабушка земли») — куклам-идолам, которые и сейчас есть у ненецких женщин: они считаются покровительницами женщин, деторождения и материнства, им поклоняются и бережно хранят. У лесных ненцев бытовало поверье, что без дян, ката роды могут окончиться трагедией. Во время родов роженица держала куклу на животе, обеими руками сжимая ее при болях и прося об облегчении. Когда начинались сильные схватки, рожавшая женщина вставала на четвереньки, а та, которая принимала роды, брала в руки дян, ката и прикладывала к спине роженицы. Такую куклу клали тяжелобольному в изголовье. По тому, легкой или тяжелой казалась дян, ката, предсказывали выздоровление либо смерть.

Рождение и смерть человека, смена времен года, все виды хозяйственной деятельности сопровождались у лесных ненцев выполнением специальных обрядов. Для этого шаман выбирал специальное место, считавшееся священным: возле камня необычной формы, на вершине сопки или на берегу озера. К священным местам также причислялись места «вспучивания» почвы, образующиеся под влиянием геологических процессов. Посещать священные места без надобности категорически запрещалось.

Кстати

Особая роль в излечении от болезней отводилась собаке. Отношение к собаке у лесных ненцев двоякое: с одной стороны, она оберегает человека от злых духов, служит хорошим пастухом для оленей, с другой — сама является порождением бога Нижнего мира — Нга. По преданиям, у собак есть дух-хозяин, который обитает в лесу и против которого шаманы бессильны. Этот дух может приносить болезнь, от которой у человека пропадают силы, он худеет и умирает. Часто для излечения от болезней те лесные ненцы, у которых не было оленей, приносили в жертву собаку, отправляя ее в Нижний мир в качестве откупа от болезней.

Много преданий у ненцев связано и с растительным миром. Они верят, что местом своего пребывания духи часто избирают определенные — священные — деревья. По убеждению ненцев, они помогают людям, особенно в исцелении от болезней. На ветви таких деревьев в знак признательности вешались лоскуты яркой ткани и черепа жертвенных животных, стволы деревьев обматывались платками, материей, шкурами и т. д. Ненцы были уверены: тот, кто осмелится срубить священное дерево, навлечет на себя гнев духов, что сулит всевозможные несчастья и даже смерть.

Общение шамана с духами — камлание — происходит в состоянии транса. Однако во время транса шаман, как правило, не теряет связь с теми, кто присутствует на сеансе, и нередко поясняет, где в данный момент он находится и что видит. Чтобы добиться состояния транса, шаман использует самовнушение, концентрирует волю, мобилизует психические и физические силы. Важную роль при этом играет бубен, из которого шаман с помощью колотушки извлекает различные звуки. Часто еще и напевает в такт. Непременными атрибутами шамана являлись его духи-помощники — лунги. Они могли иметь облик зверей или птиц, в них заключалась сила шамана. Обладание духами, умение общаться с ними было одной из главных черт проявления шаманского дара. Считалось, что чем больше духов-покровителей, тем сильнее шаман.

Предметы, которые сопровождают действа шамана, называют его двойниками. Это относится как к бубну, так и к костюму. Полный шаманский костюм включает в себя плащ, штаны, сапоги, рукавицы, головной убор. Головной убор состоит из двух предметов: шапочки и прямоугольной формы продольной накладки со свисающими по обе стороны бисерными нитями. Их около 45, они разной длины, с кольцами и бубенцами на концах, таких колец около 50, многие из них с инициалами и надписями. Семь коротких белых бисерных нитей, заканчивающихся кольцами, свисают со лба. По длинным бисерным подвескам, пришитым сзади, в шамана вселялись духи, которые уносили его к Торуму, где он узнавал исход болезни.
При камлании глаза шамана прикрывались низко спускающимися литыми подвесками ромбической формы с зигзагообразными краями. Вполне вероятно, что это символизировало его внутреннее зрение, интуитивные знания.

В мифологии ненцев Вселенная представляется в виде трёх миров, расположенных вертикально один над другим – Верхнего мира, Среднего и Нижнего миров. Верхний мир находится над землёй и состоит из семи небес, населённых божественными созданиями. Средний мир – Земля, она кроме людей населена многочисленными духами – хозяевами всего того, что окружает человека в его земной жизни. Ненцы представляют, что Земля плоская и со всех сторон окружена морем. Нижний мир расположен под землёй и также состоит из семи ярусов, на которых обитают злые духи, приносящие болезнь и смерть. На первом живут и пасут земляных оленей, их небо – наша земля.

Создателем всего живого на земле, по представлениям ненцев, является Нум, обитающий на небе. Нум управляет всем во Вселенной: сменой сезонов, теплом и холодом, ветром, бурями и т.д. Считается, что у Нума есть жена Я’Мюня и сыновья. По некоторым источникам, в числе его сыновей – Нга – дух смерти и болезни. Духу неба Нуму ежегодно приносят в жертву белого оленя.

Источник http://www.rgo.ru

Добавить комментарий