Викинги Чукотки

610x390_out__

21 ноября в государственном музейно-выставочном центре РОСФОТО при поддержке Министерства культуры Российской Федерации открылась выставка «Чукотка. Фотографии Константина Лемешева». В день открытия состоялась встреча с чукотским этнографом, кинодокументалистом и фотографом Владимиром Пуя и фотокорреспондентом Николаем Бобровым.

Чукчи — аборигены Чукотки. Их предки появились здесь на рубеже IV—III тыс. до н. э. и, скорее всего, были первыми, кто забрел в эти суровые края (позднее на чукотском побережье Северного Ледовитого океана поселилось эскимосское племя мамаллов). Оказавшись посреди снегов, на вечной мерзлоте, чукчи не только выжили, но вскоре приступили к завоеваниям. Они начали многовековую экспансию в район Колымы и на момент встречи с русскими кочевали как на восток, так и на запад от этой реки, вытеснив оттуда племена коряков. Это было, так сказать, западное направление чукотской внешней политики, на звостоке же чукчи начали столь же многовековую войну с эскимосами Аляски, обмениваясь набегами через Берингов пролив. С точки зрения чукчей, вопрос, кто открыл Америку, не имеет смысла — для них Америка всегда была открыта. Задолго до плавания Эрика Рыжего (не говоря о Колумбе) чукчи воспринимали Аляску примерно так же, как викинги воспринимали Европу, свою вечную жертву.

…Все это время маленький народ на отшибе цивилизации развивался очень медленно. Взять хотя бы основу чукотского хозяйства и экономики — северных оленей. Чукчи с IV тысячелетия охотились на них и лишь незадолго до встречи с русскими додумались разводить («чаучу» в переводе с их языка «богатый оленями»: чукчи хвастались перед казаками своими богатствами, а те решили, что это их название). Почти не развиваясь в мирных технологиях, чукчи успешно вели «гонку вооружений»: как скандинавы изобрели драккар, так же и чукчи усовершенствовали свои каяки и байдары для морских путешествий. Как даны опустошали Англию, «викинги Чукотки» опустошали Аляску, помимо имущества, забирая женщин и детей.

Всерьез чукотско-эскимосская война развернулась уже после знакомства чукчей с русскими, а до этого основное направление чукотской экспансии было на запад, вглубь материка. Чукчи, конечно, не догадывались, что с запада к ним идет, переворачивая вверх дном всю Сибирь, встречная сила Русского царства.

Они встретились в XVII веке: у русских казаков — ружья и пушки, у чукчей — каменные топоры и костяные ножи… Думаете, исход был предопределен? Как бы не так: после 150 лет войны поражение пришлось признать обеим сторонам. Чукчи были вытеснены с Колымы, а планы русских покорить Чукотку потерпели крах. Правительство Екатерины II приказало оставить Анадырский острог, опорный русских пункт в регионе. «Ничья» между племенем каменного века и государством Новейшего времени стоит дорого: ни один другой народ Сибири отразить наступление русских казаков не смог.

610x10000_in__

«Покорение Сибири Ермаком»
В.И. Суриков

Тем не менее, запад для чукчей теперь был закрыт, и они обратили все свое внимание на восток. Документы начала XVIII века отмечают нападения чукчей на население Аляски, захват имущества и угон женщин и детей. Русский миссионер А. Аргентов описал один такой набег, случившийся уже в XIX веке:

«Движимые чувством мщения за какие-то старые обиды и имея в виду корысть, чукчи задумали сделать набег. Это было в 1840 году. В числе 70-ти человек пристали они к какому-то острову в туманную ночь; первым делом их было продырявить у туземцев байдары (чтобы те не бежали в море), затем они врасплох напали на сонных обитателей и многих перекололи. Испуганные гамом нападающих и отчаянными воплями своих, оставшиеся в живых кинулись было спасаться в своих байдарах: оттолкнулись на море и перетонули. Все годные женщины и дети взяты в плен, а хилые, хворые, увеченные и престарелые убиты без остатка».

Зачем чукчи убили старых и больных? Из гуманизма, как они его понимали, — оставшись без кормильцев, немощные члены племени были обречены на голодную смерть, чукчи избавили их от мучений.

Что интересно, грабеж и убийства не мешали торговле между народами. В 1789 году сотнику И. Кобелеву удалось уговорить чукчей взять его с собой, и он рассказал, как торгуют враждующие народы:

«Чукоч собралось полторы сотни человек на десяти грузовых байдарах. Подъезжая к острову, чукчи остановили байдары, оделись в куяки, в руках копье, луки и стрелы на тетивах так, как ратиться должно. Обмен проходил в виде «немого торга» — одна сторона оставляла свои товары и отходила. Представители другой стороны клали напротив нужной им вещи свои и тоже отходили…»

В 1793 году в российский Сенат поступило необычное обращение: американские эскимосы просили у Белого царя защиты от нападений чукчей. Коренные американцы жаловались, что чукчи «почти ежегодно на байдарах приходя на их землю, истребляют их убийством, имение их грабят, а жен и детей берут в плен».

А чукчи только начали входить во вкус грабежа. Даже живущие далеко от побережья те из них, кто не имел своих байдар, договаривались со своими береговыми соплеменниками и тоже шли в поход, собираясь иногда в огромные (для Крайнего Севера) группы. Сотник Кобелев упоминает о плавании на Аляску сборных армад из сотни байдар и восьми сотен «десантников». Чукотские «викинги» в походах вдоль побережья иногда доходили до территории Канады (самыми ценными пленниками таких дальних экспедиций считались негритянки). Вскоре эскимосы также освоили морские путешествия и начали набеги на Чукотку.

Длительная война постепенно начала менять облик поселений на Чукотке и на Аляске. Для защиты от взаимных нападений и чукчи, и эскимосы теперь старались располагать поселения на возвышенности, выступающем в океан скалистом мысу или галечной косе, откуда удобнее было обороняться, а в мирное время легче разглядеть добычу в море. Рядом или между поселением и берегом сооружали укрепления, самыми простыми и быстровозводимыми из которых были стены из натянутых моржовых шкур, в которых копьем прокалывались небольшие бойницы.

Существовали и капитальные стационарные каменные крепости (по-эскимосски «умкы») с бойницами двух видов: для стрельбы из лука и скатывания камней. Вход закрывался каменной плитой. Рвом, правда, эти замки не обносили: в вечной мерзлоте копать каменными и костяными орудиями траншеи глубже полуметра затруднительно даже летом. На длительную осаду такие крепости рассчитаны не были, но арктические народы ее вести и не умели. Часто жителей поселка мог спасти сам факт наличия крепости — нападающие, увидев в поселке крепость, могли обойти поселение стороной.

Обращение в Сенат никак не помогло эскимосам: если уж царская власть не смогла чукчей покорить, то и контролировать их она не могла… Чукотско-эскимосская война продолжалась еще очень долго.

В 1897 году этнограф Владимир Тан-Богораз записал рассказ чукотского торговца о ходе войны с эскимосами. Тот обрисовал ситуацию так: «Войны кончились. Пришло время мира. Каждый думает только о выгоде, и все племена и народы перемешались».

Однако позднее, уже в советское время, опять появлялись сообщения о набегах через Берингов пролив. По некоторым данным, последняя серьезная чукотско-эскимоская война — с нападениями, битвами, трупами и пепелищами — произошла совсем недавно, в 1947 году и в ней, якобы, победили чукчи.

Источник http://regnews.ru/society/chukotsko-eskimosskaya-vojna-231/

Добавить комментарий