В Югре чтят и сохраняют историческое и культурное наследие народов, населяющих округ

665205247_9697598Молодые мастера традиционных промыслов ХМАО пишут новую историю Югры

2015 год, по предложению главы региона Натальи Комаровой, объявили Годом сохранения и развития традиционных промыслов и ремесел, исторического и культурного наследия народов, населяющих округ. В действительности в автономном округе уже не первый год действует разветвленная система центров народных художественных промыслов и ремесел. Этот год должен дать ей стимул для дальнейшего стабильного развития.

В Югре чтят и сохраняют историческое и культурное наследие народов, населяющих округ Фрагмент экспозиции Центра. Фото из архива Центра.
Земля Югорская богата не только залежами нефти и газа, но и самородками — мастерами народного творчества. Именно на них лежит особая ответственность за сохранение традиций как коренных малочисленных народов автономного округа, так и представителей других национальностей, проживающих в Югре.

Обычаи, фольклор, народное творчество — это фундамент, на котором формируется индивидуальность любого народа, его национальная самобытность. Память о наших предках живет в произведениях народных мастеров, которые передают свои знания потомкам. Резные изделия ручной работы, выполненные из дерева, кости, бисера, бересты, уникальные куклы и обереги рассказывают о развитии финно-угорских народов, сопровождая нас в увлекательном путешествии по лабиринтам истории. Уважение традиций народов, на земле которых мы живем, — это часть культуры, возможность отдать дань памяти хозяевам земли, которая собрала на своей территории представителей многих национальностей.

Не хлебом единым…

С древних времен человек заботился не только о хлебе насущном, но и об украшении своего жилища, создании предметов одежды, которые отражали бы мировоззренческие установки его народа. По традиционным народным костюмам и предметам быта можно воссоздать картину эпохи, в которой он жил. Понять, к чему относился с почитанием, чего опасался, на что надеялся, во что верил.

Сегодня традиционными народными промыслами занимаются, как правило, люди с большим жизненным опытом. Они приходят в профессию, как говорится, по зову сердца и с пониманием, насколько значима эта работа. Ведь реконструкция моделей одежды наших предков — это длительная и кропотливая работа, основанная на скрупулезном изучении истории и этнографии, требующая от мастера не только знаний, но и определенного состояния души, любви к своему делу, полной самоотдачи. Недаром слово «мастер» означает человека, хранителя ремесла (и уже — наставника), достигшего высот в своем деле, вкладывающего в свой труд смекалку, творчество, изготавливающего предметы необычные и оригинальные.

Отрадно, что в Югре такие мастера есть. Их имена известны далеко за пределами Ханты-Мансийского автономного округа. Они принимают активное участие в российских и международных конкурсах, где занимают призовые места. Но даже не это главное. Главное, что они передают свои знания молодежи. Только поэтому не прерывается нить преемственности поколений, а «золотой запас», обеспечивающий творческую силу народа, пополняется.

Правительство Югры понимает всю значимость сохранения самобытных традиций, фольклора и, конечно же, художественных промыслов обских угров, которые отражают богатый духовный мир, связь с природой и бережное отношение к ней ханты и манси. Поэтому вот уже более 20 лет в Югре работает бюджетное учреждение автономного округа «Центр народных художественных промыслов и ремесел», руководит которым Ольга Бубновене. Учреждение является координационным, методическим, культурно-образовательным и идейным центром сферы развития народных промыслов в нашем регионе.

Возродить, сохранить, приумножить

В последние годы в ХМАО с целью возрождения утраченных самобытных промыслов и популяризации сохранившихся ремесел и различных направлений декоративно-прикладного искусства активно включились в работу различные государственные и муниципальные, коммерческие и общественные организации. Югра поддерживает общероссийский тренд, направленный на сохранение и укрепление в сознании людей богатых исторических традиций, а также активное вовлечение молодежи в мир народных промыслов и ремесел.

С 1990 года Ассоциация «Народные художественные промыслы России» совместно с Международным гуманитарным общественным фондом «Знание» имени академика К.В. Фролова, а с 2008 года — при поддержке Министерства образования РФ в целях поддержки талантливой молодежи и творчества молодых мастеров народных промыслов проводит Всероссийский смотр-конкурс на соискание премий и стипендий «Молодые дарования» в области народного и декоративно-прикладного искусства. За прошедшие годы был проведен 21 смотр-конкурс, в которых приняли участие около 4,5 тыс. молодых мастеров и художников из 50 регионов России. По итогам конкурсов победителям и призерам были присуждены денежные премии и ценные призы.

Ежегодно мастера из Югры выставляют свои работы на суд строгого жюри. Участие в конкурсе — это не только шанс получить грант на реализацию своих проектов, но и возможность познакомить мастеров из других регионов России с культурой коренных малочисленных народов Югры.

Молодые дарования

В 2012 году молодой мастер Центра народных художественных промыслов и ремесел Илья Кошкаров стал победителем этого конкурса в возрастной категории 14-25 лет и получил премию Министерства образования РФ в размере 60 тыс. рублей. На конкурс были представлены традиционные изделия обских угров из дерева: резные крюки для люльки, посуда, черпаки, ковши. Когда-то все эти предметы быта ханты и манси делали в каждой семье аборигенов. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Технологический прогресс, развитие электроники и урбанизация практически лишили нас возможности видеть эти изделия ручной работы. Даже на стойбищах использование их в быту сейчас — скорее исключение из правил. Поэтому так важно сохранить эти раритеты и вдохнуть в них новую жизнь.

В 2013 году мастер Центра народных художественных промыслов и ремесел Элеонора Митрофанова также участвовала в конкурсе «Молодые дарования» и получила стипендию в возрастной категории участников до 35 лет в номинации «Народный костюм». Она представила коллекцию реконструированных женских украшений из бисера с металлическими отливками южных ханты конца XIX — начала XX вв.: налобную повязку, височные украшения, воротники. Элеонора — многократный лауреат международных конкурсов в номинации «Литье, ковка металла» Международного фестиваля ремесел коренных народов мира «Югра» (2012, 2014 гг.), международной выставки «Сокровища Севера» (2013, 2014 гг.) в номинации «Традиционное изделие», победитель окружного конкурса «Мастер года» (2012, 2013, 2014 гг.) в номинации «Традиционное искусство». Ее творчество — весомый вклад в сохранение национальной культуры.

Молодой мастер неутомима, она находится в постоянном творческом поиске. Закончив одну работу, Элеонора берется за разработку другой. На протяжении последних пяти лет художница ведет научное исследование по восстановлению металлических отливок, нашивок для женских украшений и костюма ханты и манси. Она подготовила комплекс традиционного костюма южных ханты (реконструкция) конца XIX века по материалам финского ученого У.Д. Сирелиуса и музейных коллекций Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург), который представила на конкурс «Молодые дарования» в 2015 году.

На изготовление металлических украшений для одного традиционного наряда ханты у Элеоноры Митрофановой уходит несколько недель. Специалист окружного центра ремесел, причем уникальный специалист, она единственная в Югре восстанавливает искусство отливки деталей одежды из металла. И хотя искусствовед использует электропечь и электродрель, ее украшения — точные реплики традиционных изделий северных народов.

Кроме Элеоноры Митрофановой, в 2015 году от Югры во Всероссийском конкурсе «Молодые дарования» участвуют еще три мастера народных художественных промыслов.

Екатерина Смирнова — художник-конструктор Школы-мастерской народных промыслов (г. Урай). Любовь к народному творчеству ей привили бабушка и дедушка. Во Владимирской области, где родилась Екатерина, декоративно-прикладное искусство является своеобразной визитной карточкой региона, развитию народных промыслов там уделяется особое внимание.

— Шитьем я начала заниматься еще в школе. Потом окончила Владимирский профессиональный лицей №49, где получила специальность «портной-закройщик», — рассказывает Екатерина Смирнова. — Сейчас дальнейшую жизнь без своей любимой работы не представляю. Планирую и дальше заниматься созданием коллекций народных костюмов.

С 2010 года мастер работает в Школе-мастерской народных промыслов г. Урая. В работу включилась сразу же: стала изучать историю старообрядцев, комбинировать старый крой с современными технологиями. Она многие годы занимается реконструкцией одежды русских жителей Западной Сибири, разработкой коллекций современной одежды на основе традиций русского костюма и народных художественных промыслов. А ее коллекция современной одежды «Кармацкие узоры» была по достоинству оценена зрителями и мастерами на престижных выставках и презентациях в автономном округе и России. Для конкурса Екатерина подготовила коллекцию из трех комплексов русских костюмов Западной Сибири конца XIX века: мужской, женский и девичий. На изготовление одного костюма у мастера уходит порядка трех недель.

Еще два мастера будут отстаивать честь округа на престижном российском конкурсе «Молодые дарования»: Лилия Янкина и Анатолий Пельментиков. Лилия Янкина, художник-конструктор МБУ «Лянторский центр прикладного творчества и ремесел», после обучения в Школе-мастерской народных промыслов в Урае (педагог — мастер Р.И. Мосунова) занимается вязанием, восстанавливая приемы, орнаменты узорного вязания многих народов: коми, ханты, манси, русских, сербов, болгар и др. На протяжении многих лет Лилия проводит исследования по данному направлению с детьми и подростками. В коллекции вязаных традиционных изделий — чулки, носки, рукавицы, восстановленные по материалам исследователей Т. Вахтер, С. Иванова, З. Соколовой. Автор принимает активное участие в научно-практических конференциях, Международном конгрессе традиционной художественной культуры. На окружных и международных конкурсах она получает высокие награды победителя.

Анатолий Пельментиков, мастер МАУ «Межпоселенческий центр национальных промыслов» (п. Аган Нижневартовского района), впервые стал победителем международного конкурса в номинации «Художественная резьба по дереву» Международного фестиваля ремесел коренных народов мира «Югра-2014». Владея традициями ремесла аганских, ваховских ханты, он подготовил коллекцию традиционной утвари и посуды.

Все представленные работы конкурсантов будут экспонироваться в выставочном зале Ассоциации «Народные художественные промыслы России» в г. Москве. В дальнейшем экспозиция будет представлена в залах Историко-архитектурного комплекса «Архангельские Гостиные дворы» Архангельского краеведческого музея и в других городах России.

Уже более 20 лет специалисты Центра народных промыслов и ремесел ездят в научные экспедиции по округу, а также за его пределы, с целью найти хранителей секретов мастерства. Научная работа ведется по 26 направлениям — от ручной вышивки и художественной обработки меха до гончарного искусства и лозоплетения. Есть и совсем оригинальные ремесла — к примеру, работа с рыбьей кожей или плетение из корня кедра. Мастера не только занимаются любимым делом, они являются носителями и хранителями уникальной культуры и с удовольствием делятся своими знаниями с молодежью.

Анна Перова.

Источник http://ugra.mk.ru/articles/2015/05/20/v-yugre-chtyat-i-sokhranyayut-istoricheskoe-i-kulturnoe-nasledie-narodov-naselyayushhikh-okrug.html

Добавить комментарий