Уникальное село на юге Якутии, в котором живет северный народ

На юге Якутии есть уникальное село с названием Иенгра. Его примечательность в том, что в нем компактно живут представители традиционно кочевого народа, — эвенки. Иенгра – одно из немногочисленных мест в мире, где и в начале «глобализированного» XXI века сохраняются культура и язык эвенкийского народа, имеющего самую долгую историю из всех народов северной земли.

Спящая красавица

Чтобы попасть в Иенгру, сначала необходимо добраться до районного центра, который, как и большинство здешних населенных пунктов, также носит эвенкийское название — Нерюнгри. В Нерюнгри летают самолеты из Москвы и Якутска, также ездят поезда с БАМа. От Тынды на север – около пяти часов на поезде.

От Нерюнгри до Иенгры можно доехать на автомобиле по федеральной трассе М56 «Лена» за полтора часа. Расстояние – 55 километров, но дорога тяжелая: не только вверх-вниз по сопкам, но и по ямам и ухабам. Зимой, когда в ямах на асфальте трамбуется снег, дорога переносится легче. В любом случае, автомобиль должен быть достаточно прочным.

Слово «Нерюнгри» с эвенкийского языка переводится как «река, богатая хариусом». Иенгра – это «ветвистые рога».

Своё название село получило от реки Иенгры, на берегу которой оно расположено. «Ийэ» — это рог, «-нгра» — аффикс, обозначающий названия гор, рек, озёр или местностей. В верховьях реки Иенгра множество разветвлений, которые, если смотреть на них с гор, напоминают рога оленя. Поэтому слово можно перевести как «ветвистая».

Если смотреть на гору из села, она действительно похожа на спящую девушку. При восходе солнца «девушка», освещенная с востока ласковыми лучами, как будто просыпается. На закате, когда солнце находится на западе – «засыпает».

Недалеко от нынешнего села Иенгра много веков стоит шаман-гора. Все, кто проезжает через этот перевал, всегда подвязывают на веточки кустарников и деревьев цветные ленточки и кусочки ткани. Есть такая примета: если повяжешь ленточку, то в пути всё будет хорошо.

Из тайги в село

Эвенки и сегодня, может быть, кочевали бы по тайге с оленями, не имея своего постоянного села, если бы не советская власть. Село Иенгра основано в 1926 году.

Русские впервые познакомились с эвенками примерно в 17-м веке, когда стали активно осваивать огромные пространства Сибири. Во время своего продвижения «промышленные люди» в первую очередь вступали в контакты с местными народами. Первым, кто указал путь казакам на Лену, был эвенкийский князь Илтик.

Заселение эвенками южной Якутии шло с Амура. Это подтверждается названием родов, которые по сей день сохранились у жителей села Иенгра. На территории нынешнего Нерюнгринского района селились, в основном, эвенки-орочены, у которых была частная собственность на оленей. Кочевья эвенков Южной Якутии охватывали обширные территории: от хребтов Джугджура до Олёкмы на западе, Амура на востоке.

Как передается из поколения в поколение, в тайге плодились в изобилии лоси, дикие олени, белки, паслись на богатых ягельниках стада оленей, в реках и протоках ходили косяки хариуса, ленка, налима и щуки. Многие эвенки занимались также охотой и торговлей пушниной. Эвенки не умели самостоятельно добывать железо, но отлично знали кузнечное дело. Из железа они изготавливали различные орудия труда для выделки шкур и изготовления нарт. Некоторые орудия труда и сегодня хранятся в музее села Иенгра.

Когда в 19-м веке на Тимптон стали приходить золотопромышленники, эвенки помогали им перевозить грузы на оленях. Каждая семья имела 5-10 оленей, используемых в качестве транспорта. К началу ХХ века эвенки кочевали уже недалеко от нынешней Иенгры, и эта территория была хорошо освоена оленеводами и охотниками.

После прихода Советской власти эвенки стали образовывать кооперативы и бригады по перевозке грузов и охотничьим промыслам. В то же время были созданы родовые советы (с 30-х годов – кочевые советы), первые школы, культурные центры. Так постепенно образовалась постоянная база в виде села, из которого эвенки и сегодня постоянно уходят на долгие месяцы в тайгу и оленеводческие стойбища.

Хранители языка и культуры

Сегодня население Иенгры составляет примерно 1200 человек, из них три четверти — эвенки. Жители села занимаются оленеводством, промысловой охотой и звероводством.

Cоциальная инфраструктура села включает участковую больницу, Золотинскую среднюю школу-интернат имени Глафиры Василевич, детский сад «Золотиночка», школу искусств, этнографический музей, этнокультурный центр «Эян», библиотеку.

Все это безумно интересно всем, кто неравнодушен к национальной культуре.

Главным местом хранения богатства духовной и материальной культуры, произведений искусств остается местный этнографический музей. Здесь сосредоточены материалы по истории развития села, национальной культуре и традиционным промыслам эвенкийского народа. Внутри музей делится по разделам: оленеводство, охотпромысел, религиозные верования эвенков, стойбище оленеводов «Урикиткан». В специальной книге отзывов есть записи гостей из Японии, Италии, Франции, Венгрии, США.

Имя Василевич школа-интернат в Иенгре носит с 29 сентября 1997 года. Глафира Макарьевна Василевич — легендарный человек для жителей Иенгры. Впервые она посетила Южную Якутию в 1947 году в 50-летнем возрасте. Она прекрасно владела эвенкийским языком, всегда была добра и внимательна к людям. По воспоминаниям старожилов, она отличалась целеустремленностью, выносливостью и удивила эвенков, проехав верхом на оленях 250 километров от Токарикана до Сутама.

В 1969 году, будучи уже доктором филологических наук, Глафира Макарьевна вновь приезжала в Золотинку в качестве руководителя научно-исследовательской экспедиции. Последняя её поездка в возрасте 75 лет еще раз доказывает, как крепко она была влюблена в эвенков, в их уникальную культуру. В год столетия Г.М.Василевич коллективом школы было принято решение увековечить имя этой удивительной исследовательницы.

Приезжавшие в школу специалисты отмечают хорошо поставленное здесь родовое воспитание. Эвенкийские дети знают свои родовые корни. Считается, что в селе Иенгра сохранились восемь родов: Пуягир, Бухачар, Нюрмаган, Бута, Кэптукэ, Дэнгмэ, Бэллэт, Эмис. Каждый из родов заслуживает отдельного и очень подробного рассказа.

12 июля 2002 года в Иенгре открылся этнокультурный центр «Эян», еще один центр культурной жизни эвенков. Дизайн ЭКЦ имеет выдержанный этнический стиль. Здесь 18 помещений. Гордостью «Эяна» стал обрядовый зал, в котором располагается ритуально-обрядовая экспозиция. Здесь же разместились филиал районной библиотеки и мини-музей. Зал рассчитан на 250 мест. Предусмотрены помещения для неформального отдыха и общения людей.

Ручеек памяти

Еще одной «живой» достопримечательностью Иенгры является эвенкийский народный фольклорный ансамбль «Юктэ» (слово переводится как «родник», «ручеек»). Ему уже 25 лет. Ансамбль основала в 1986 году собирательница и хранительница эвенского фольклора, дочь шамана Валентина Енохова.

Первую композицию – «Песни и танцы эвенков Южной Якутии» — показали оленеводам прямо в тайге. В программу вошли старинный коллективный танец, перемежающийся играми, танец и хоровое пение. Старики-оленеводы одобрили дебют ансамбля, и «Юктэ» получил «путевку» в большую жизнь.

С 2000 года «Юктэ» руководит Александа Игнатенко. Состав ансамбля, конечно, меняется – дети вырастают, взрослые старятся, но неизменными остаются его популярность и известность далеко за пределами родного села. Зрителей покоряют не только талант и мастерство самодеятельных артистов, но и их национальные костюмы, сохранившийся язык.

Ансамбль по-прежнему находится в постоянном творческом поиске. Материалы для постановок участники ансамбля находят в легендах и преданиях, в народной мифологии, в общении с представителями старшего поколения и, конечно же, в самой природе.

Чтобы понять душу эвенков, надо знать об их отношении к природе. С самого раннего возраста эвенки воспитывают у своих детей уважение ко всему живому, трепетное отношение к каждой букашке, к каждой былинке. В природе, по мнению эвенка, нет ничего неживого. Как писала Г.М.Василевич, все предметы, воспринимаемые большинством людей как «неживые», на самом деле обладают силой «мусун» — живой силой, силой энергии, силой движения. Всё — живое: земля, камень, дерево, трава. Отсюда и отношение эвенка к природе как к части себя самого.

По пути к современности

Наравне с небесплодными попытками сохранения культуры, языка, традиций и верований, село, конечно, стремится и к современности. В Иенгре до сих пор нет Интернета, тут очень неустойчивая сотовая связь. В то же время достаточно прочной стала связь с городом. Из Нерюнгри в Иенгру ежедневно ходит пригородный автобус. Молодые иенгринцы стараются перебраться жить в Нерюнгри.

Жители села пытаются развивать предпринимательство. Несомненно, прекрасные перспективы имеет здесь этнографический и экстремальный туризм. Для его развития не хватает только грамотного менеджмента и серьезных инвестиций в инфраструктуру.

В 2011 году была принята программа строительства жилья и объектов социальной сферы в селе. Запланировано строительство 16-квартирного дома для пожилых людей, строительство 20-квартирного дома для молодых специалистов, строительство амбулатории с больницей на 10 койко-мест, строительство 15 двухквартирных коттеджей для оленеводов. Составлена проектно-сметная документация на строительство, и теперь стоит вопрос финансирования.

Реальны ли эти проекты – покажет время.

Иенгра — редкое эвенкийское село на карте Якутии, и тем оно уникально. Сегодня здесь сохраняются культура и язык народа эвенков, имеющего самую богатую историю на нашей северной земле. Весь Нерюнгринский район и Южная Якутия в целом неразрывно связаны с культурой и языком эвенков.

Олег Солодухин.

Добавить комментарий