Туризм и этнотуризм — в чем различие?


Перед новогодними праздниками в Ханты-Мансийске состоялся форум «Лидеры туриндустрии в развитии и продвижении этнографического туризма Югры».

«Мы должны очень бережно подходить ко всякому вмешательству в жизнь малочисленных народов. Нельзя оказывать на них давление. На сегодняшний день этнотуризмом в округе занимается примерно восемь национальных общин, готовых принимать у себя отечественных и иностранных путешественников, рассказывать им про свои обряды, продавать сувениры и дикоросы. Однако работа с аборигенами не всегда имеет устойчивый и постоянный характер – слишком много факторов влияет на жизнь стойбища», — заявила Инна Арканова, начальник управления туризма департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики.

Согласился с этим фактом и Александр Новьюхов, президент общественной организации «Спасение Югры».

– Действительно, многие общины заявляются на гранты, участвуют в конкурсах, но своевременно готовить турпродукт не могут. Семьи аборигенов просто не в состоянии каждый день впускать в свое личное пространство чужих людей, не понимающих сути и сакральности множества, казалось бы, бытовых моментов, – отметил Александр Новьюхов. – Выходом из этой непростой ситуации может стать строительство дублирующих баз, которые не будут местом жительства коренных малочисленных народов, но могут наглядно демонстрировать их образ жизни.

Особое внимание участников форума общественник обратил, по его мнению, на подмену понятия «этнографический туризм», повсеместно наблюдающуюся в округе. По словам Новьюхова, стоит разделять непосредственно этнотуризм и туризм с элементами угорской культуры.

– Наша организация внимательно следит за тем, что происходит в этой области, мы вынуждены отметить, что порой в погоне за прибылью предприниматели готовы организовывать обряды, которые никак не связаны с финно-угорскими народами. Мы должны внимательно отслеживать, каким образом готовится турпродукт у нас – в Югре, чтобы не обманывать ожидания туристов, в том числе иностранцев, приезжающих к нам за мансийскими или хантыйскими «изюминками», а получающих взамен смесь из элементов тюркской, африканской и других культур. Необходимо поддерживать носителей традиций и знаний северных народов.

Впрочем, заявление руководителя «Спасения Югры» неожиданно подняло волну возмущения среди лидеров этнографической туриндустрии. Особенно на этом бунтующем фоне выделялись представители Сургута:

– Мы не можем стать мастерами ханты, но так же, как и они, имеем право на работу и коммерческий успех. Мы готовы развивать в округе адаптивную культуру, способную мирно уживаться с оригинальными сувенирами, созданными руками представителей МНС. Наши сувениры уже пользуются большой популярностью у туристов, так почему же вы говорите о том, что наша работа не нужна?!

– Мы не говорим о полном запрете адаптивной культуры, – парировал Новьюхов, – но сферы влияния необходимо разделить. Работа национального мастера может быть и примитивна, но она несет этнографическую нагрузку, а значит – и стоить должна на порядок выше простых сувениров, сделанных «под угров». Главное – не обмануть потребителя, четко объяснив ему это отличие.

В итоге участники форума сошлись на том, что в Ханты-Мансийске создадут специальный совет, который будет отслеживать и проводить экспертизу на соответствие угорской культуре туристических продуктов местных предпринимателей.

Ассоциация «Спасение Югры» по материалам Ugra-news.ru

Добавить комментарий