Точка перехода

09

Они месяцами не видят никого из людей, кроме нескольких членов своей семьи. Их главное богатство и повод для гордости – олени. И лишь один раз в год, преодолев сотни километров, люди, живущие на краю земли, собираются вместе, чтобы показать свою силу и ловкость, договориться о свадьбе или пройти медицинское обследование

Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО). Город Надым. Середина марта. Именно отсюда, по сути, в России начинается празднование Дня оленевода – главного праздника коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Строго говоря, единого «календаря» этого праздника в России не существует – каждый из девяти регионов, относящихся в нашей стране к Арктической зоне, сам определяет, когда живущие здесь оленеводы будут праздновать этот, по сути, «северный Новый год», и сам его организцует.

06
Однако, именно в ЯНАО сейчас больше всего живет в нашей стране представителей КМНС – более 40 тыс человек. И здесь же выпасается самое большое в мире стадо северных оленей – более 700 тыс голов. Это около 53% от общероссийской численности и 35% от мирового поголовья одомашненных северных оленей. Поэтому Ямал традиционно выступает «законодателем мод» российского Дня оленевода, а в самом округе главным местом проведения такого праздника является Надым, поскольку в окрестностях именно этого города проходят главные пути миграции бесчисленных стад ямальских северных оленей.

Повседневный спорт
04
Основным элементом любого Дня оленевода являются спортивные состязания, в которых коренные северяне демонстрируют друг перед другом свою силу и ловкость. В Надыме они проходят в виде окружных соревнований на кубок губернатора ЯНАО, которые в этом году состоялись уже в 20-ый раз. «Когда морозным мартовским днем мы проводили первый День оленевода, немногие думали, что праздник этот станет истинно народным и получит такой широкий размах. По примеру надымачан, сейчас такой праздник проводиться во всех муниципальных образованиях Ямало-Ненецкого автономного округа» — подчеркнул председатель законодательного собрания ЯНАО Сергей Харючи. При этом, в отличие от большинства традиционных видов спорта, национальные виды спорта КМНС максимально приближены к практической деятельности коренных северян. Метание тынзяна на хорей имитирует бросок аркана на рога оленя, перетягивание палки, опять же, изначально связано с удержанием брыкающегося животного, а прыжки через нарты, гонки на оленьих упряжках, бег на охотничьих лыжах с шестом в руке, думаю, отдельных комментариев вообще не требуют. «Победить очень трудно. Нужны хорошая физическая подготовка, гибкость, выносливость и физическая сила» — отмечает один из победителей этих соревнований, оленевод из МОП «Панаевское» Максим Саротэтто.

Найти жену
Победителей национальных спортивных состязаний в Надыме ждали хорошие призы. За первые места в гонках на оленьих упряжках (в них состязались и женщины, и мужчины), например, вручались снегоходы. И это очень ценный подарок, поскольку зима в этих краях длится 9 месяцев в году. Однако, не за этим год от года на Дни оленеводов по всей стране собираются коренные северяне. «300 километров сюда добирались…Каждый год приезжаем. Друзей надо увидеть, в соревнованиях участвовать, праздник посмотреть. Праздник – это хорошо. Сюда приезжают из разных районов, знакомятся. Бывало, и жен здесь находили. А где и когда мы еще увидимся?» — говорит Максим Саротэтто.

08
Из 42 тыс коренных северян, которые сейчас живут на Ямале, более 16 тыс по-прежнему ведут кочевой образ жизни – каслают (пасут) оленей, занимаются охотой и рыбалкой, собирают в тундре дикорастущие ягоды и растения. Как правило, они живут отдельными обособленными семьями. Сезонный кочевой маршрут такой семьи составляет более тысячи километров. И есть только один период продолжительностью две-три недели в году, когда оленеводы-кочевники могут себе позволить отлучиться от стада, собраться вместе в оживленном месте, и решить многие важные проблемы – встретиться с родственниками, найти жену (мужа) и договориться о свадьбе, выгодно продать произведенную продукцию, оформить документы на получение различной социальной помощи от государства и окружных властей, пройти медицинское обследование. Специалисты ямальского Научного центра изучения Арктики, например, во время праздника развернули в центре Надыма полевую лабораторию, в которой оленеводы могли пройти обследование сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Жители тундры получили консультации терапевта, невролога, онколога, кардиолога и пульмонолога.

Сохранить себя
Помимо чисто бытового значения, День оленевода для коренных северян имеет и глубоко сакральный смысл. «Для нас, оленеводов – это настоящий новый год. В это время, когда тундра ждет обновления для наших стад, мы всегда для себя подводили итоги и строили планы на будущее. И сегодняшний праздник — это тоже возможность сохранить наши национальные древние традиции и передать их потомкам» — подчеркивает депутат Государственной Думы, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Григорий Ледков.

02
История взаимоотношений мировой цивилизации и малых народов изобилует примерами уничтожения не только культуры малых этносов, но и их самих. Хрестоматийный пример – коренные жители Северной Америки – индейцы, согнанные основателями США и Канады с родовых земель в резервации. Однако, и индустриальное освоение Заполярья и Западной Сибири в советское время тоже сопровождалось конфликтом интересов между живущим здесь коренным населением и потребностями национальной экономики. Причем, разрешались эти конфликты далеко не всегда мирно.

Сейчас российская часть Арктики, после двадцатилетнего затишья, вновь выходит на новый виток индустриализации. Однако, уже на новых принципах взаимоотношений с коренными северянами. «Мы здесь, в Арктике, понимаем, насколько хрупка грань во взаимодействии между двумя, казалось бы, противоположными сферами. С одной стороны, это высокотехнологичная нефтегазовая отрасль, с другой — традиционный образ жизни коренного населения, который гармонично сочетается с природой. Именно поэтому в российском и региональном законодательстве сформировано неукоснительное правило — устойчивое развитие Арктической зоны возможно только при условии поступательного социально-экономического развития коренных народов. Ямал — это одно из немногих мест на планете, где сохранился и на государственном уровне оберегается традиционный образ жизни и хозяйствования коренных народов Севера. Верность реализуемой в регионе политики подтверждает статистика. За последние 10 лет численность коренного населения в округе выросла на 11 процентов. Мы этим особо гордимся» — убежден временно исполняющий обязанности губернатора ЯНАО Дмитрий Кобылкин.

03
Объем социальной и экономической помощи, который сейчас оказывается на Ямале коренным северянам, действительно, впечатляет. Однако, в последние годы они, как и все мы, подвергаются массированному воздействию глобализации. Надо четко понимать, что основа национальной самоидентификации ненцев, хантов, селькупов и других северных народов – их традиционный образ жизни. Оленевод не мыслит себя без оленей. Олень – это еда, одежда, материал для строительства жилища, транспортное средство и т.д. Но оборотная сторона этого образа жизни – жесточайшие климатические условия, ограниченный круг общения, и спартанские (с точки зрения жителя индустриального центра) условия жизни. И сравнивая условия жизни в тундре и в городе, представители КМНС переживают нелегкий выбор. Например, большинство саамов, живущих в Швеции, как прозвучало на прошлогоднем заседании Арктического Совета в Нарьян-Маре, уже не занимаются традиционным видом деятельности своих предков, переселились в «цивильные» условия, и, как следствие, перестали считать себя саамами. Теперь они – шведы. Судя по тому, сколько молодых мужчин и женщин в этом году было на Дне оленевода в Надыме, у российских коренных северян даже в условиях глобализации есть шанс сохранить свою национальную самоидентификацию.

Источник  http://expert.ru/2015/03/28/tochka-perehoda/

Добавить комментарий