Русские старожилы Якутии

Далеко на северо-востоке Сибири течет река Индигирка. В низовьях ее, у самого Ледовитого океана на протяжении четырех столетий живет горсточка — не более 500 человек — русских людей. Откуда взялись они здесь, посреди холодной пустыни? Что заставило их поселиться в стране льда и снега, на самом краю Ойкумены?

Русские старожилы Якутии, сохранившихся до настоящего времени, разделяются на две территориальные группы, имеющие общее происхождение, но длительное время развивавшиеся обособленно друг от друга в разном иноэтническом окружении, в разных природных условиях и с разной степенью изоляции от основного русского населения Сибири. К ним относятся жители приполярных районов (русскоустьинцы и походчане (колымчане)) и жители таёжных районов (якутяне или ленские крестьяне).

Русскоустьинцы входят в группу русских старожилов, проживающих в двух регионах на северо-востоке Якутии в арктической области. По антропологическим чертам они метисы, по способу ведения хозяйства близки к юкагирам и северным якутам, по верованиям православные христиане, сохраняющие некоторые языческие традиции, по языку и этническому самосознанию русские. Русскоустьинцы, как и походчане относятсятся к типу русских субэтнических групп, для которых характерны — малочисленность, островное проживание в областях расселения северных народов. Вследствие общности происхождения и тесных культурных связей, общей исторической судьбы походчане и русскоустьинцы обладают культурным единством.

Русскоустьинцы (индигирщики) — субэтническая группа русских, старожильческое население села Русское Устье (от которого они получили своё название), также живут в посёлке Чокурдах Аллаиховского улуса республики Саха (Якутия) (в низовьях реки Индигирки). Являются одной из древнейших групп русского народа в Сибири, предположительно заселили устье реки Индигирки в самом начале XVII века.

Постановлением Госкомстата России от 02.09.2002 г. № 171 в алфавитный перечень национальностей и языков России, составленный Институтом Этнологии РАН РФ, включены русскоустьинцы и индигирщики. Русскоустьинцами во время переписи себя назвали 8 человек, индигирщиками — 7 человек.

По сохранившемуся преданию, спасаясь от «горя-злосчастия», жители разных русских городов двинулись по морю на восток на кочах, достигли Индигирки и назвали свое поселение Русским Устьем. Находится оно на 71 градусе северной широты. Здесь бескрайняя тундра. Среднегодовая температура воздуха 15 градусов. Основное занятие населения — рыболовство и охота на белого песца.
Другой путь, по которому русские достигли Крайнего Севера — по рекам и волокам, — осваивая Восточную Сибирь. Дата основания Ленского (Якутского) острога — 1632 год. Оттуда отряды первопроходцев спускались по Лене и морем достигли Яны, Индигирки, Колымы и Анадыря.
Хорошо известно, что в 1638 году тобольский казак Иван Ребров морем доплыл до Индигирки, где построил два острожка. Одновременно с «морским ходом» землепроходцы достигли Индигирки сухопутьем и основали в 1638 году Зашиверский острог, ставший впоследствии городом.
Загадочный русский город на Индигирке Зашиверск — Якутская Помпея — имел свои периоды расцвета и упадка, однако вплоть до ХIХ века оставался одним из главных форпостов русского влияния на северо-востоке Азии. До наших дней сохранился уникальный архитектурный памятник этого города — Спасо-Зашиверская церковь. В своё время в целях сохранения она была вывезена в Новосибирск и установлена в музее под открытым небом.

К концу ХVII века в устьях многих сибирcких рек — Лены, Яны, Индигирки и Колымы — появляются постоянные русские деревни. Жителей этих поселений по месту их проживания стали именовать индигирщиками (русскоустьинцами), колымчанами (походчанами) и т.п. Русскоустьинцы были приписаны к Зашиверску и стали называться «зашиверскими мещанами». После упразднения Зашиверска их стали называть «верхоянскими мещанами».
Живя в окружении местных народностей и отчасти смешиваясь с ними, они, тем не менее, сохранили почти в неприкосновенной свежести родной язык, устное народное творчество и, главное, истинно русское самосознание. Видимо, поэтому многих путешественников удивляла одна, на первый взгляд, странная особенность: чем дальше на север едешь по Якутии, тем большее распространение имеет знание русского языка среди аборигенов.
Принеся с собой более высокую культуру, индигирщики не подверглись ассимилирующему влиянию соседей. Восприняв у них всё необходимое для жизни и ведения хозяйства в условиях Севера и героически сопротивляясь полярной стихии, они не утратили своего национального облика.

Индигирские старожилы разговаривали на своеобразном диалекте русского языка. Из-за особенностей произношения он назывался «шаркающим». Он развился из севернорусских говоров XVI века вдали от торговых путей и почти в изоляции. В результате чего в языке русскоустьинцев присутствуют севернорусские архаизмы. Также он подвергся некоторому влиянию якутского и юкагирского языков. В настояще время говор Нижней Индигирки почти вытеснен русским литературным языком.

Индигирщики, поставленные в особые условия существования, лишённые самых важных предметов первой необходимости, без хлеба, молока и соли, будучи по внешнему виду наполовину монголоидами, продолжали упорно говорить только на русском языке, сумели сохранить русские сказки, песни и обряды, давно забытые в других местах России. В наши дни много говорят о приспособляемости человеческого организма к арктическому климату и суровому полярному быту, работают над этой проблемой целые институты. А тут люди, выражаясь современным языком, несколько столетий живут в экстремальных условиях.
В 1986 году Пушкинский Дом выпустил книгу «Фольклор Русского Устья», которую русский писатель В.Г.Распутин назвал «поэтической исповедью, самосказанием таинственной души, её вдохновенным распевом». Характерной особенностью русскоустьинцев является то, что они до последнего времени находили большое удовольствие в сказывании сказок и исполнении песен.

Основу традиционного хозяйства русскоустьинцев составляет рыболовство и песцовый промысел. Ни коневодство, ни оленеводство не укладывалось в традиции оседлой земледельческой русской культуры, поэтому вместо оленьей, как у северных народов, русскоустьинцы использовали только собачьи упряжки. Старожилы Индигирки строили дома из плавникового леса с плоской крышей, на местах рыбной ловли строили летние дома. В устном народном творчестве сохранялись многие архаичные произведения русского фольклора – былины, песни, сказки. В конце 80-х годов XX века краевед А.Г.Чикачев основал фольклорно-этнографический ансамбль «Русскоустьинцы» при Аллаиховском районном Доме культуры, который побывал во многих районах республики и России.

Впервые Русское Устье упоминается в литературе, по всей вероятности, в 1739 году — в рапортах участника Великой Северной экспедиции лейтенанта Дмитрия Лаптева в Адмиралтейств-коллегию. «Иркутск», которым командовал Лаптев, вмёрз в лёд около устья Индигирки, отряд на зимовку перебрался в деревню. Местные жители предоставили экспедиции жильё, транспорт, подвозили топливо и продовольствие. С их помощью за зиму Лаптеву удалось описать морской берег от Яны до Колымы, а также спасти своё судно от неминуемой гибели. И с тех пор Русское Устье обозначается на всех старинных картах. И, видимо, не только потому, что в этой части карты много свободного места. Село это необычное — этнографическая неповторимость, «сколок Исландии русского быта». О нём написаны солидные книги, множество статей, сняты кинофильмы.

Отсюда фактически начался морской поход Семёна Дежнёва, завершившийся великим географическим открытием. Эти места в разное время посетили М.Стадухин, Д.Лаптев, Н.Шалауров, М.Геденштром, П.Анжу, Я.Санников, П.Козьмин, К.Воллосович.
Первый самолёт, появившийся в небе восточной Арктики в 1921 году, совершил одну из своих посадок не где-нибудь, а в Русском Устье.

Отталкиваясь от времени прибытия на Индигирку Ивана Реброва, жители Русского Устья широко отмечают юбилеи своего села. Одним из центральных событий праздника 1988 года стало открытие памятника русским землепроходцам и полярным мореходам, куда была заложена капсула с письмом к потомкам. Там есть такие слова: «Храните и передавайте из поколения в поколение память о мужественных русских людях, которые трепетно любили и мудро осваивали этот далёкий край земли Российской. Сохраняйте древний наш язык и благородные традиции. Любите эту землю. Пусть окружающая вас Матушка Сендуха не будет просто площадкой для пропитания и процветания, а кормилицей и судьбой. Относитесь к ней с такой же святостью и почитанием, с какой относились наши деды и отцы. Любите и оберегайте кормилицу нашу Матушку Индигирку-реку и Батюшку Ледовитый океан-море. Потомки, будьте счастливее и мудрее нас!»

Справка

Ребров (Робров), Иван Павлович — землепроходец и полярный мореплаватель открыл Оленёкский залив и реку Оленёк, пролив Дмитрия Лаптева, реку Индигирка и побережье между устьями рек Яна и Индигирка.

В настоящее время русскоустьинцы образуют самостоятельную родовую общину согласно закону Республики Саха (Якутия) «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера», её численность не превышает 400 человек.

При Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) существует секция русских арктических старожилов села Походское Нижнеколымского района и села Русское Устье Аллаиховского района. Первым, кто возглавил общественную организацию, был Чикачев Алексей Гаврилович — известный в Якутии краевед, заслуженный работник народного хозяйства Республики Саха (Якутия),  ведущий научный сотрудник ИПМНС СО РАН (Института проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Академии наук России).

По инициативе А. Г. Чикачева и А. В. Кривошапкина, при личной поддержке президента Якутии В. А. Штырова в апреле 2004 года был принят закон Республики Саха (Якутия) «О распространении положений Федерального Закона № 82 от 30.04.1999 года «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» на русских арктических старожилов походчан и русскоустьинцев». Русские старожилы были включены в категорию малочисленного коренного населения Якутии в силу того, что они наряду с отличительными социальными характеристиками, культурным обликом, характерных для коренного населения сохраняют традиционную систему жизнеобеспечения, прежде всего, такие специфические формы хозяйственной деятельности как охота, собирательство и др.

Источник http://www.rgo.ru

Добавить комментарий