Обзор истории национального костюма коренных малочисленных народов России

Селькупы (Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область, Томская область, Красноярский край) зимой носили меховые сокуи, летом одежду из крапивного волокна, рыбьей кожи. С XIX века одежда вытесняется русской крестьянской.

Сету (Псковская область) сродни эстонцам, их национальный женский костюм таков. Рубаха, пояс, косынка, набедренное полотенце, головная повязка, сарафан, фибулы и цепи с подвесками. Симпатично.

Одежда сойтов (Бурятия) мне, как бурятке, кажется скучной и незамысловатой копией одежды моего народа. Я была разочарована, когда не нашла ничего более или менее интересного.

Тазы — метисный этнос в Приморье. Считается, что тазы образовались как результат смешанных браков китайцев, маньчжуров, удэгейцев, нанайцев. Одежда, соответственно, напоминает китайскую.

Теленгиты (Алтай) носили крытые тканью меховые шубы, летом – халаты. Украшения выполняли функции оберегов. Интересны теленгитские шапочки с жесткой конусовидной тульей, сшитые из кожи домашних и меха диких животных.

Одежда телеутов (Кемеровская область) в основном тканевая, основа – холщовая рубаха и кафтан. Крой рубахи: подмышками вшита ластовица, перед украшен нагрудником.

Традиционно нагрудник декорирован полыми пуговицами и вышитыми золотой нитью квадратами. Мне показались интересными серебряные украшения телеутов, особенно второе.

Тофалары (Иркутская область) носили одежду из оленьих шкур и унты из камусов. Костюм, украшения, обувь тофов примитивны, но удобны: сейчас многие охотники-промысловики возвращаются к национальной одежде. Шкуры животных умело тонировали, продымляя над кострами и придавая тем самым нужный оттенок и прочность. Ниже – костюм шамана и чехол как пример декора у тофаларов.

Тубалары (Алтай) использовали ткани: шелк, бязь, холст, украшали одежду бисером, тесьмой, птичьими перьями.

Тувинцы-тоджинцы носили валяные куртки: кыстан — зимняя куртка охотника. Любили серебряные серьги, кольца, чеканные браслеты.

Удэгейцы (Приморье) носили халаты-кимоно, праздничный вариант шили их шелка и декорировали вышивкой и аппликациями. Традиционный узор можно рассмотреть на берестяном удэгейском клатче.

Ульчи(Хабаровский край) покупали ткань на халаты у китайских и русских купцов, использовали как утеплитель вату. Интересно, что этнографы насчитали 12 видов обуви у ульчей. Ниже – хлопчатобумажный вариант.

Хантышироко использовали замшу, сукно, ситец.

Поверх такого ситцевого платья женщины надевали шешкан-сах — халат, украшенный на манжетах, подоле и полах аппликацией или меховой мозаикой. Орнамент преимущественно зоо- и растительноморфный: ветви березы, заячьи уши, след соболя, оленьи рога, щучьи зубы.

Традиционный промысловый костюм челканцы (Алтай) шили из войлока. «Шуба из простеганного войлока, покрытого кендырем, – писал этнограф А.В. Адрианов, – считается теплой, легкой, прочной, не стесняющей движений промышленника, которому приходится сделать на лыжах сотни верст, таща за собой легкие нарты с припасами и главное не промокает в такой степени, как промокает нагольный тулуп». Обувь челканцев — сапоги одок с холщовым или кожаным голенищем.

Чуванцы (Чукотка) надевали зимой кухлянку и меховые штаны, летом – ровдужью камлейку. Основная обувь — торбаса (култы, сутуры, калипляки, соткари) и сары – сапоги на мягкой подошве из оленьей или нерпичьей кожи.

У чукчей нашла примеры практичности: занятно, что для пошива штанов и обуви использовалось покрытие яранги (жилище чукчей), которое продымлено и не коробится от влаги. Специально демисезонную одежду не шили: летом носили выношенную зимнюю. Ниже на женщине современные серебряные украшения, стилизованные под национальные.

Чулымцы (Томская область, Красноярский край) носили крытые тканью шубы: женщины щеголяли в беличьих и лисьих с шелковым покрытием, мужчины – носили отороченные мехом росомахи и выдры синие кафтаны с воротником-стойкой. Интересно, что штаны шили из налимьих, то есть рыбьих шкурок. К сожалению, современные чулымцы утрачивают свою культуру, язык, это беда большинства малочисленных народов.

И снова на запад:
«Вспоминаю о тебе, любимый
Адыгеи край неповторимый.
Полюбил я горные вершины,
Это ты, Шапсугия моя!» — отплясывают лезгинку артисты ансамбля «Шапсугия». Можно сравнить историческую зарисовку со сценическим нарядом шапсугов и похвалить последних за верность традициям. Чем меня всегда поражали кавказцы, так это умением уместно и при этом колоритно выглядеть в национальном костюме и на сцене, и на празднике, и в жизни.

Шорцы (Хакасия, Алтай) знали ткацкий станок, из домашнего текстиля шили платки, портки, халаты. Ниже – схемы шабыров, на которых хорошо видно, как халаты скроены, что расширяются они за счет чабу – клинооборазных вставок. Интересно, что в качестве портянок шорцы использовали предварительно высушенную траву (озангат).

Эвенкибыли любителями бахромы. Нарядно, но промысловый вариант наверняка не такой «мохнатый». Заинтересовавший меня головной убор из целой шкуры с головы оленя я не нашла, наверное, он хорош: отверстия от глаз и рогов зашивали и украшали бисером.

Эвены, соседи эвенков по тундре, носили похожую одежду, но крой кафтана у них отличался: борта спереди не сходились и дополнялись обязательным длинным нагрудником. Ниже – эвенские перчатки-хаир.

Красноярские энцы зимой носили парки с пришитыми к рукавам варежками. Ниже – сокуй, к его капюшону энцы прикрепляли олений хвостик. Для чего? Очень любопытно… Несколько раз я встретила упоминание о том, что у северных народов мужские парки были глухими, а женские – распашными. И только сейчас меня осенило, почему. Причина проста и очевидна – грудное вскармливание.

Эскимосы, которые в песенке эскимо едят в морозы, владели техникой шитья из птичьих шкурок. Вспомнилось, что не так давно мои земляки из Бурятии запатентовали особый способ выделки птичьих шкур, позволяющий шить из них одежду, шапки, обувь. В царской России шкурки гагар были экспортным товаром. Интересно, смогут ли улан-удэнские предприниматели «раскрутить» технологию – сейчас так много говорят об инновациях, а тут – хорошо забытое старое плюс качество, проверенное Арктикой.

Но вернемся к эскимосам: женские кухлянки шились с заплечным мешком, в который помещался ребенок. Мне сразу вспомнились встроенные в куртки слинги. Я так и не решилась себе такой купить, а носила простой на кольцах.

У юкагиров (Якутия, Магаданская область) я, наконец, нашла фото детского мехового комбинезона, который распространен среди многих северных народов России. И не могу в заключение не выложить картинки с юкагирским охотником: уж больно колоритен.

На этом все: материал собран, обработан, проанализирован, опубликован. За Вами оценка. Надеюсь, не слишком утомила музейными экспонатами. Впрочем, тут придутся кстати плюсы сайта: всегда можно переключиться на какую-нибудь неделю моды)

Источник http://fashiony.ru

Добавить комментарий