Культура и быт прибрежных народов и народов Дальнего Востока


Среди народов, проживающих в Российской Федерации, особое место занимают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

На территории Российской Арктики, Дальнего Востока и Сибири проживает около 40 коренных малочисленных народов. Это народы численностью менее 50 тысяч человек, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Общая численность малочисленных народов составляет около 244 тыс. человек, причём численность отдельных народов различается — от 41 тыс. человек (ненцы) до 240 человек (энцы).

Перечень мест традиционного проживания и видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера утвержден Правительством Российской Федерации. Традиционные места проживания малочисленных народов очень широки и разнообразны – от долган и нганасан на полуострове Таймыр до удэгейцев на юге России, от алеутов на Командорских островах до саамов на Кольском полуострове.

К традиционной хозяйственной деятельности относятся: животноводство, пчеловодство, рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел), охота, земледелие, разведение и переработка лекарственных растений, художественные промыслы, строительство традиционных жилищ.

Российское государство на протяжении столетий оказывало поддержку самобытному социально-экономическому и этнокультурному развитию малочисленных народов Севера.

Сложные природно-климатические условия, уязвимость традиционного образа жизни и малочисленность каждого из народов Севера обусловили необходимость формирования особой государственной политики в отношении их устойчивого развития, предусматривающей системные меры по сохранению самобытной культуры, традиционного образа жизни и исконной среды обитания этих народов.

В конце XX — начале XXI веков произошел рост этнического самосознания малочисленных народов Севера. Возникли общественные объединения, учебные центры, ассоциации и профессиональные союзы (оленеводов, морских зверобоев и др.) малочисленных народов Севера, деятельности которых оказывается государственная поддержка. Во многих местах проживания малочисленных народов Севера воссозданы общины как традиционные формы организации совместной деятельности, распределения продукции и взаимопомощи. Появились общественные лидеры и успешные предприниматели — руководители общин и предприятий из числа представителей малочисленных народов Севера. В ряде мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности созданы «родовые угодья», территории традиционного природопользования регионального и местного значения, закрепленные за представителями малочисленных народов Севера и их общинами.

Около 65 процентов граждан из числа малочисленных народов Севера проживают в сельской местности. Во многих национальных селах и поселках общины этих народов стали единственными хозяйствующими субъектами, выполняющими ряд социальных функций. В соответствии с законодательством Российской Федерации общины как некоммерческие организации пользуются рядом льгот и используют упрощенную систему налогообложения.

В Российской Федерации в целом создана правовая база в сфере защиты прав и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера. Россия является участницей международных договоров в этой сфере. Меры государственной поддержки (в виде льгот, субсидий, квот на использование биологических ресурсов) также законодательно закреплены. Льготы для представителей малочисленных народов Севера, проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и занимающихся традиционными видами хозяйственной деятельности, предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.

Российское правительство делает все возможное для сохранения традиционной культурной самобытности малочисленных народов.

ТРАДИЦИОННЫЙ БЫТ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ

Нанайцы живут в Нанайском, Комсомольском, Амурском районах Хабаровского края.

Нанайцы относятся к коренным народам Приамурья с древней историей и самобытной культурой. Традиционно они занимаются рыбной ловлей, охотой, собирательством. Реки, в первую очередь Амур, и окружающая тайга кормили и одевали нанайцев, обеспечивали семьи всем необходимым. Орудиями охоты были лук со стрелами, копье, различные самострелы, петли, сетки на мелких пушных зверей. Ружья на охоте стали использоваться только в начале ХХ века.

Ульчи живут по соседству с нанайцами в нижнем течении Амура. Ульчи называют себя нани, что в переводе означает «люди земли». С давних времен ульчи занимаются охотой, рыболовством, собаководством, для одежды и обуви использовалась рыбья кожа. Женщины шили из рыбьей кожи свадебные халаты, вышивали изысканные орнаменты. На многих ульчских халатах встречается изображение древа жизни. Искусно сделанные из рыбьей кожи халаты, вышитые красочные ковры, плетенные из лозы ульчские соро (корзинки), орнаментированные берестяные туеса составляют гордость традиционной ульчской культуры.

Негидальцы живут в низовьях рек Амгуни и Амура на территории районов имени Полины Осипенко и Ульчского.
Эвенки населяют верховья реки Амгунь, правого притока Амура — реки Буреи, а также долины рек, впадающих в Охотское море к северу от устья Амура.

Орочи проживают на побережье Татарского пролива в районе города Советская Гавань. Большинство из них расселено по реке Тумнин, в селах Новое Омми, Гурское (Комсомольского района).

Удэгейцы живут по склонам Сихотэ-Алиньского хребта. В.К.Арсеньев — знаменитый путешественник и исследователь Дальнего Востока называл удэгейцев «лесными людьми». Наиболее значительные поселения удэгейцев в Хабаровском крае — село Гвасюги, в Приморском крае — села Агзу, Красный Яр и Олон.

Ивхи живут вдоль Амурского лимана и на острове Сахалин.

Традиционные формы религии народов Приамурья были тесно связаны с их промысловой культурой. Основу их составляли представления о живот ном мире, очень близком человеку. Считалось, что человек происходит от зверя или птицы; что звери в тайге все слышат и понимают, могут узнать человека в лесу и отомстить ему за убийство их сородичей на охоте; что зверь может возродиться после смерти, если не повредить его кости и череп, сохранив их; что у зверей и птиц есть свои духи-хозяева, которых надо периодически задабривать, чтобы охота была удачной. Поэтому на традиционных праздниках всегда проводились обряды для снятия с себя вины за убийство зверя и «возрождения» его вновь.

Еще первые исследователи отмечали, что народы Приамурья — виртуозы художественной обработки дерева. Ульчи знали множество технических приемов резьбы и росписи. На ульчской посуде для медвежьего праздника выполнялась наиболее богатая орнаментика, ибо медвежий праздник был именно тем центром, вокруг которого вращалась жизнь всей общины. Поэтому ритуальная посуда представляла собой наиболее совершенные образцы резного искусства.

Традиционная одежда народов Приамурья — один из самых массовых видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кроя, аппликации, обработки кожи, металла, камня. Наиболее интересны халаты из рыбьей кожи. Их носили весной, количество украшений в виде подвесок, орнамента, меховой опушки. Обязательно изображение на халате родового дерева, которое символизирует продолжение рода. Сидящие на ветвях птички — это души не родившихся детей. У нанайцев имелся определенный орнамент для каждого вида одежды. Многие мастера находили вдохновение в резьбе по дереву и кости. Во многих селах выезд на охоту становился своеобразным конкурсом: чья одежда лучше расшита, чья лодка, нарты сделаны красивее, лучше украшены резьбой.

В крае созданы районные этнокультурные центры с небольшими музеями, выставочными залами, творческими мастерскими по декоративно-прикладному искусству, национальными коллективами. Ежегодно проводятся старинные национальные обряды, праздники. В 1992—1993 гг. в Ульчском районе было возрождено проведение «Медвежьего праздника» и свадебного обряда «Гема-та». На национальных праздниках показываются старинные ритуалы, проводятся соревнования по национальным видам спорта, организуются выступления художественной самодеятельности, продажа национальных изделий декоративно-прикладного искусства.

Самобытность любого народа выражается как в особенностях биологии и внешнего облика, так и своеобразии культуры и языка. Культура каждого народа значима для всех людей и должна сохраняться вне зависимости того, велик или мал этот народ по численности. В Сахалинской области живут коренные малочисленные народы Севера: нивхи, эвенки, уильта (ороки) и нанайцы.

У людей еще в глубокой древности сложилось много обычаев и обрядов поклонения добрым духам. От них зависят удача на охоте и рыбной ловле, спокойствие и благополучие семьи.

Богатства морей, рек, озер и лесов издавна были основными источниками существования аборигенов Сахалина и Курильских островов. Люди поэтому обожествляли природу. Нивхи представляли Сахалин живым существом – огромной нерпой. Полуостров Шмидта — головой этой нерпы, мысы Анива и Крильон — ее задними ластами.

Нивхи выделяли двух главных богов: Палыс — бог тайги и гор и Толыс — бог моря. Первый, считали они, живет на высокой горе, ездит по своим владениям на нарте, запряженной медведями. Палыс, по мнению нивхов, распоряжается всеми зверями тайги и посылает их в руки охотников. Охотское море они сравнивали с большим стойбищем, которым управляет «хозяин воды». Бог моря в пучинах Охотского моря имеет юрту. Если он добр к людям, то посылает много рыбы и морских зверей. От желания Толыса зависит судьба и благополучие рыбаков.

Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного наследия. Сохранение самобытности, этнической идентичности и поддержка традиционного образа жизни коренных народов — одна из основных задач нашего общества. Поэтому человечество обязано сохранять основы традиционной культуры и искусства народов Севера.

Источник http://expo2012korea.ru/

Добавить комментарий