Как наполнить детский отдых национальным колоритом и что это даст?

v-3Этим летом свыше 5 тысяч школьников Югры смогут отдохнуть в этноязыковых детских лагерях, где познакомятся с бытом коренных северных народов. В чем плюс таких этноканикул рассказывает статья Тамары Козловой, опубликованная информационно-аналитическим интернет порталом «ugra-news.ru».

***

Нынче, в год сохранения и развития традиционных промыслов и ремесел, исторического и культурного наследия народов автономного округа и старта туристического проекта «Истоки Югры», при организации детского отдыха в регионе был сделан акцент на этнографическом компоненте. Такие лагеря впервые появились этим летом в Нижневартовске, и один из них- «Вогулка» действует на площадке городской начальной школы №24.

 

110 ребят целый месяц живут не в отрядах, а на стойбищах, обихаживая свои угодья, придумывая тотемы, выбирая вождей-богатырей, ежедневно пополняя оленьи стада, приращивая таежные богатства. Участвуя в мастер-классах, занимаясь вокалом, танцами, рисованием, слушая интересные сказки и инсценируя их, они таким образом под руководством опытных и увлеченных этнической темой педагогов постепенно погружаются в жизнь и культуру коренных народов Севера.

— А наши сегодня еще трех оленей приобрели, теперь их в стаде 12, а в тайге бродят 3 медведя. Мечтают, чтобы стало побольше глухарей,- делятся с воспитателями родители, всерьез включившись в увлекательную игру детей.

Домашних животных и таежную живность на рынке не купишь — их надо заработать в процессе различных конкурсов и тематических игр, которыми наполнен каждый летний день. Сегодня, к примеру, один из учебных кабинетов переоборудован под новые угодья, куда должно переселиться стойбище. Ребятишки быстро сворачивают пожитки и переезжают со всем нажитым добром, размещая его на предложенном месте. Все всерьез, все по правде.

-Дети буквально переполнены новыми знаниями, им все интересно. Они ловят каждое слово в хантыйской сказке , боятся пропустить какое-то движение в национальном танце или при изготовлении поделок. Вы бы видели, как ребята исполняют танец вороны -красота! Им некогда баловаться, безобразничать — все построено на интересе и занятости,- рассказывает автор программы «Вогулка»Надежда Семенова.

Они ворону не прогонят

Программа развивающая, рассчитаная исключительно на каникулярное время, была опробована весной. В марте на пять дней школа погрузилась в мир быта, традиций, культуры финно-угорских народов. «Задачи изучения национального языка мы не ставили, зато сами шили одежду северных народов, мастерили обереги, бубны, маски для охотников, по пути рассказывая о их роли в жизни коренного населения Севера, готовили множество мульти-медиапрезентаций»,- продолжает Надежда Евгеньевна.

А по истечении пяти дней, к директору школы пошли родители с заявлениями о том, чтобы во время летних каникул их дети отдыхали именно в таком тематическом этнолагере.

— Летом программа стала богаче. Мы использовали не только российские мультфильмы, песни, танцы о северных народах и Югре, но и финские, венгерские. Коли нет у нас живых оленей, будут из картона. Также мастерим большие фигуры медведей, ворон. Вся школа этим живет,- дополняет рассказ об этнолагере директор Ольга Попова.

Большое местов в работе педагогов по программе «Вогулка» занимают национальные игры. Этой темой буквально заражена педагогНаталья Корнакова, которая учит своих воспитанников прыжкам через нарты, боям на палках, погонять хореем оленей. Получается, что в равной степени в таком лагере развиваются педагоги и воспитанники и еще не известно, кому из них интереснее живется. «За последнее время так много узнали, как Югра жила в военные годы, как оленеводы помогали фронту, как нефтяники осваивали богатые недра края, как ханты и манси проводят свои праздники»,- откровенничают педагоги.

-Сегодня дети относятся к медведю совсем иначе, чем раньше, потому что знают легенды, что этот зверь послан на землю, чтобы никого не обижали. Знают много хантыйских и мансийских сказок, мало того, они разыгрывают сценки по мотивам сказок, затем все это обсуждаем. И уж точно теперь никто не прогонит ворону, потому что она первая рассказывает о весне. В результате мы получили одобрение и заинтересованность родителей, абсолютную занятость детей, через которую воспитываются внимание и дисциплинированность. Им некогда баловаться, капризничать, бездельничать — у них много дел,- улыбается Надежда Семенова, уверенная в том, что у ее авторской программы большое будущее, поскольку она предлагает ребятам нестандартный подход в организации каникулярного времени.

Колоритное лето

Основная концепция этнолагеря заключается в обобщении многих необычных этнических традиций на территории одного детского учреждения. Таким образом, детскому отдыху придаётся исключительный колорит. Какой мальчик не мечтал почувствовать себя настоящим охотником? А девочка в национальных одеждах народа ханты — северная красавица! В этнолагере — это не просто переодевание с высокой долей достоверности, но полноценное погружение в атмосферу того этноса, которому посвящена определённая тема. Здесь масса необычных развлечений, позволяющих раскрыть потенциал ребёнка.

Летняя смена в «Вогулке» еще не закончилась, а педагоги уже обсуждают, как хорошо было бы, начиная с осенних каникул, приступить к тематическому изучению быта, традиций и культуры одной народности финно-угорского мира, к примеру, осенью дети знакомятся с особенностями венгров, зимой — народов ханты и манси, весной — финнов, а после занимаются сравнительным анализом. Еще важно, мечтает директор, показать воспитанникам настоящее стойбище, а также обобщить наработанный опыт и издать отдельный сборник по организации отдыха в этнолагере.

Возможно к этой практике нижневартовским педагогам удастся привлечь и представителей коренного населения из близлежащих деревень Нижневартовского района, которые могли бы поделиться с детьми своими знаниями об истории края, о людях, тайнами национальных ремесел, и тогда их работа получит еще большую достоверность.

Источник http://finugor.ru/news/kak-napolnit-detskiy-otdyh-nacionalnym-koloritom-i-chto-eto-dast

Добавить комментарий