Эвенкийский шаманизм


Три мира
По невидимой реке шаманы отправлялись к ее истокам. Там, выше ее истоков, на юго-востоке находится Верхний мир. Добравшись до истоков, шаман влезал по дереву-лестнице еще выше. К Полярной Звезде – Буга, к вратам в мир высшего. Там живет творец земли, животных и человека – по одним эвенкийским наречиям – Амикун, по другим – Экшери. Амикун добр к людскому роду, благожелателен и заботится об эвенках.
Но вот его старший брат, хозяин нижнего мира по имени Харги, стремится наслать на стойбища людей в срединном мире больше зла и болезней.

Шаманы камлали, уходя в транс, уходя к богам Верхнего Мира, молили уберечь их от всех напастей и бед.В Нижний Мир можно попасть через расщелины и пещеры. В теплое время от них веет мрачной прохладой, а зимой – теплом. Считалось, что выходит воздух из Нижнего Мира. Поэтому эти места всегда обходили стороной. На Первом Ярусе этого мира находятся души предков, которые изо дня в день пляшут в бесконечном танце. Второй Ярус – стремительная река Тунето с порогами и обвалами. Не мало шаманов погибло на этой реке, путешествуя в тех местах. На Третьем Ярусе начинаются владения Харги, самого злого духа во всех Трех Мирах.

Эвенки – охотники, живущие в Среднем Мире, почитали Хозяина Тайги, который владеет не только безбрежным лесом, но и звездами на ночном небе. Хозяин Тайги не любит шума, громких разговоров, пустословия. Обладая абсолютным слухом, он слышит все, порой даже мысли каждого входящего в его владения.

Шаманы
К шаману обращаются по разным вопросам: вылечить оленя, найти отбившегося от стада олененка, отогнать злых духов, защитить от людских болезней и неудач. А после смерти человека шаман его душу должен отправить в мир душ умерших людей.
Шаман разводил костер. Медленно ударял в бубен, кружась у костра. Затем ускорял свой темп. Танец становился все быстрее и быстрее, пока шаман не впадал в экстаз. После чего он погружался в долгое молчание. Находясь телом в Среднем Мире, душой он был в других мирах. Он встречался с добрыми духами, просил у них здоровья и благополучия, защиты и покровительства. Попрощавшись с духами, он возвращался в свое тело, медленно открывал глаза и говорил людям волю духов.

У шамана всегда были духи-помощники. Часто они имели облик птиц. Ему также помогали духи предков – мугды. Они давали ему советы во время камланий.
Кроме этого шаманы занимались врачеванием. Шаман проводил особый обряд, выяснял причину болезни. Причиной мог быть дурной глаз, или шаманы враждебных родов могли напустить на стойбище своих злых духов. Исходя из причины, он лечил человека обрядом или травами и лекарством.

Табу
В тайге эвенки строго соблюдали табу. Они понимали, что нарушения священных запретов, оставленные предками, навлечет только одно – большую беду.
Эвенки уходили на охоту до начала новолуния. При этом жены не должны были провожать мужа на охоту. Запрещено было стрелять по ходу своего пути в поиске зверя. Нельзя было охотиться в местах, где были захоронены шаманы.

Никогда не разводили костер на лесной тропе, не жгли в костре перья, шерсть оленя, кожу, чтобы не осквернять чистый воздух тайги зловонными запахами. Не оставляли раненного зверя на мучения. Эвенк не мог взять добычу из чужого капкана. Его обязанностью было сообщить об этом хозяина капкана. Нельзя было добывать мясного зверя больше, чем необходимо для пропитания семьи. В лесу нужно избегать слов, которые неприятны для духов и зверей – убить, продать, зарезать. Все это нужно говорить иносказательно.

Когда охотник добывал зверя, то разделывал тушу только по суставам, не задевая костей. Всегда необходимо часть зверя оставить в лесу. Кости не рубили и не ломали. Наоборот собирали в мешок и вывешивали в определенном месте. Все это делалось для того, чтобы возродить зверя.

За нарушения табу от охотника могла отвернуться удача. Хозяин тайги или другие духи леса отводили от такого человека всех зверей, обрекая грешника и его семью жить впроголодь. Или могли наслать на него болезни.

Основные обряды в жизни эвенков, в том числе и обряды захоронения, были запечатлены в документальном фильме «Забвение» («Traumzeit») швейцарского исследователя Франца Райхле. Копия фильма находится в Музее народов Севера в Баунтовском эвенкийском районе Бурятии.

Источник http://www.iloveburyatia.ru

Добавить комментарий