«Эл Ойын» — это праздник духовного единения тюркских народов

Делегация Новокузнецкой городской общественной организации «Шория»  приняла  участие в XIV Межрегиональном праздника алтайского народа «Эл-Ойын» посвященного Году культуры в Российской Федерации. «Эл-Ойын» проводился с 3 – 5 июля 2014года в с. Ело Онгудайского района республики Алтай. Также на праздник прибыли представители  молодежи и отдельные шорские  и телеутские семьи из гг. Мыски, Кемерово,  Новокузнецка, Междуреченска и Таштагольского района.

Алтайский «Эл Ойын» — это праздник духовного единения тюркских народов, который за  последние годы по своей значимости и популярности далеко вышел за ранг республиканских праздников, служит национально-культурному возрождению, укрепляя дружбу и братство славянских и тюркских народов.

В рамках Межрегионального  праздника алтайского народа  проводится Международный  Курултай  сказителей. Кай  (горловое пение) – древнейший жанр устного народного творчества, сохранившийся у на-родов центрально-азиатского региона. Это уникальный вид творчества, донесший до наших дней традиции мифосложения, способы передачи из поколения в поколение национальных духовных и нравственных ценностей. Уникальные тексты сказаний содержат в себе генетические, социально-нравственные, духовные традиции и демонстрируют многоликую, самобытную культуру народов Евразийского материка.

«Эл Ойын», традиционно включал в себя  обширную программу: театрализованное представление, выступление сказителей эпоса и мастеров горлового пения, творческие конкурсы, выставки-ярмарки, а так же  соревнования  в национальных  видах  спорта: скачки, объездка лошадей, борьба, поднятие камня, конно-спортивная игра Кек беру.

Напомним, представители НГОО «Шория» являются давними поклонниками и любителями сказительского искусства, которые, с первого фестиваля сказителей (2004год), не пропускают ни одного Курултая сказителей, не редко  выступают учредителями своего приза зрительских симпатий из числа молодых талантливых исполнителей горлового пения.

Важно отметить, что в этом году в юрте Сказителей ночью было организовано, как бывало в старину, сольное выступление известного алтайского певца, исполнителя горлового пения, заслуженного артиста Республики Алтай Эмиля Теркишева. Эмиль более трех часов исполнял сказание Калкина.  Рады, что посчастливилось стать слушателями наряду с другими ценителями этого жанра и поклонниками певца.

Кроме того, Надежда Печенина приняла участие в работе Всероссийской научной конференции «Урал-Алтай: через века в будущее» Языки, литература и фольклор народов Урало-Алтайского региона: актуальные проблемы, которая 3 июля проходила в г. Горно-Алтайске. Где выступила с докладом и провела презентацию на тему «Шорская литература: перспективы и пути развития». C текстом доклада можно познакомиться на сайте: news.shor-people.ru.

На конференцию прибыли  именитые и молодые ученые из разных регионов России: Башкоркостана, Чувашии, Татарстана, Якутии, Хакасии, Тывы, Новосибирска, Москвы, Кемерово, Томска, а также Турции и Казахстана, Италии, более 60 человек.  Все участники конференции отметили прекрасную организацию, высокий профессиональный уровень конференции, изданный сборник докладов, наработанные рекоменда-ции. Отдельные слова благодарности были высказаны организаторам за гостеприимность, экскурсию в Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина и выезд участников конференции на межрегиональный праздник «Эл Ойын».

На празднике участники конференции стали зрителями церемонии открытия праздника, театрализованного представления «Алтай — колыбель тюрков»,  отведали национальное угощение, провели круглый стол «Сохранение и развитие этнокультурного наследия народов Урало-Алтайского региона» с участием работников культуры и представителей творческих коллективов Республики Алтай.

Либретто представления  «Алтай —  колыбель тюрков»

Алтай — прародина всех современных тюркских народов мира.  Здесь в 552 году потомки древнего народа хунну — тюркюты и теле, объединились, создали свое государство – Великий Тюрский Каганат.  И на международной арене появился единый народ под самоназванием тюрки.

На Алтае найдены десятки рунических надписей  и сотни каменных изваяний древнетюрк-ской эпохи, вековых свидетелей сложения здесь основы древнетюркской цивилизации. Древне-тюркская культура сохранилась в звучании древнего алтайского языка уникальном алтайском фольклоре,  и составляет базовые пласты этнической истории предков алтайского народа.

В алтайских героических сказаниях повествуется о божественном охраннике богатырей  — синем волке (или волчице), спасшем жизнь героев в черной пещере. В алтайских  преданиях пом-нят факт  о том, как славный Ашина схоронился в горах Алтая и воспитал новых воинов- спаси-телей для возрождения своего павшего государства.  Из священного Алтая древнетюркские вои-ны уходили в далекие походы, а павших везли, преодолевая огромные расстояния на священную землю Алтая, чтобы соблюсти все последние  почести и поставить в их честь ташкезеры. Здесь проходили многие значимые праздники —  священнодействия.

В основе театрализованного представления «Алтай —  колыбель тюрков» — история возникновения тюркского народа  от мальчика, выкормленного Волчицей в пещере. Представление начинается с благословления пятерых мальчиков – Волчицей-матерью. Пять мальчиков  — символ единения всех тюрков в один кулак.  Самый старший – предок современного алтайского народа, живет в гармонии с окружающей средой Священного Алтая. Жизнь идет, парни взрослеют, занимаются основной деятельностью тюрков — охотой. Проходит время и каждый из них, устраивая свои судьбы, отдаляются друг от друга, создают семьи.  Четыре брата расходятся в четыре стороны света. Каждый из них стал предком новых тюркских народов.

Однажды, оставшийся охранять очаг предков , старший брат решил созвать своих братье по крови на Алтае, чтобы устроить народный праздник  «Эль-Ойын».  так братья собираются на ро-дине Синей Волчицы, потому что для каждого из них Алтай звучит кА код их объединения и древней общности культуры, судьбы. Старший брат приветствует каждого из своих братьев – тюрков. Представление завершается водружением флага праздника  «Эль Ойын». Художественный руководитель проекта – Владимир Кончев, Заслуженный деятель искусства РФ.

Информационный центр «Шория» специально для  Фонда «Батани»

Добавить комментарий