ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА СЕЛЬКУПОВ

amulet_selkupyВ легенде северных селькупов (сходное предание существует и у ваховских ханты) рассказывается о ссоре двух богатырей (или двух половин народа) при дележе орлиных перьев. Одна часть народа — Лимбыль пелаккыль тамдыр («Орла половинный род») не пожелала поделиться с другой перьями орла, использовавшимися для изготовления боевых стрел. Вследствие чего обиженная сторона — Коссыль пелаккыль тамдыр («Кедровки половинный род») отправилась искать орлиные перья на север. А. Кастрен отмечал, что Limbel-gum (Орлиными людьми) стали именоваться, после ухода на Таз, жившие на Вахе Karol-gum (Журавлиные люди). По мнению Г. Прокофьева и Е. Прокофьевой, северным селькупам была присуща дуально-фратриальная организация, то есть деление на две экзогамные половины: Орла и Кедровки.
В другом селькупском предании сообщается о трех героях, сражавшихся с народом кэлек тамтыр и давших начало родам Орла, Кедровки и Глухаря. Спасаясь от врагов, они решают превратиться в птиц.
«Давайте мы лететь будем, — сказал лымбелъ-куп (орлиный человек) Сайготин, — я полечу орлом, а вы как? Вот-вот придет войско, в кругу уже [мы], окружены, а вы как?» Хозель-куп (кедровки человек) Кагилев говорит: «Я кедрушкой буду». Сэнгилъ-куп (глухари¬ный человек) Тетерин: «Я глухарем [буду] лететь»… До утра сидели, крылья делали. Утром один кедрушкой улетел, другой — орлом, а сэнгиль-куп — глухарем».
Селькупские роды — тамдер различались не только названиями и территорией расселения, но имели отдельные родовые святилища и кладбища. По мнению Г. Пелих, у селькупов при заключении браков действовали нормы кольцевой связи. Родовой организации селькупов свойствен счет родства и экзогамные установки по отцовской линии.
odegdachamanВ представлениях селькупов, мирозданием управляли верховный бог неба Ном, хозяин преисподней Кызы и покровительница земной жизни Илынта Кота — «Старуха Жизни». Боги Ном и Кызы постоянно враждовали друг с другом. Селькупы считают, что во время грозы Ном поражает стрелами-молниями — нут тую — «небесный огонь» выходящих через корни и дупла старых деревьев дьяволов-помощников Кызы — лозов. Враждебные человеку лозы могли «как ветер» проникать в человеческое тело и «как червь» точить какой-либо орган вызывая болезнь. Старики во время грозы затесывали комель растущего дерева, имитируя «убийство лоза», прятали металлические и окрашенные в красный цвет предметы, около жилища вывешивали деревянную ложку или ковш, чтобы «уменьшить силу грома». В селькупских фольклорных сюжетах главным культурным героем выступал Ича (Ия, Итте) — сын Неба (младший сын Творца-Нума). Он предстает божественным охотником, мчащимся в погоню за Небесным Лосем, он смел и осторожен, беспощаден и хитер в борьбе с демонами и богатыми оленеводами. Для северных селькупов в борьбе за выживание на новых землях «хитрый и беспощадный» Ича стал духовным наставником и образцом для подражания.
Окружающая природа по представлениям селькупов населена духами которые также именуются лозами. Лесные духи (Мачиль лозы) могли послать человеку удачу и обильную добычу, приняв облик зверя или птицы, могли заставить охотника плутать в лесу. В устьях крупных рек, в озерах и топких болотах обитали водяные духи — Уткыль лозы, для них опускали в воду металлические предметы (монеты) На промысловых местах на стволах деревьев вырезались антропоморфные изображения духов (личины) — порге олицетворявшие «хозяина» угодий. «Вотчинников» угощали кровью и жиром, в дар приносили «товар» (отрезы тканей).
Особо почитаемыми у северных селькупов были святилища, расположенные на возвышенных местах, — Лозыль тэтты — «Земля духов». Одно из главных капищ тазовских селькупов — Лозылъ-лакка — Гора Духов находится на Чертовом озере. По легенде, здесь некогда жили полулюди-полумедведи. По вечерам на Горе Духов слышны гул бубна, пение, звон колокольчиков, плач детей, лай собак — это шумят многочисленные хозяева сопки — Тэтты Лозы. Обитающие внутри сопки духи через маленькое оконце, озерцо на вершине сопки, видят землю и все, что на ней происходит. Священной считалась не только гора, но и озеро, где запрещалось промышлять зверя и рыбу, черпать воду рукой или ведром. Посещавшие святилище селькупы приносили в дар хозяевам Горы Духов лоскуты тканей и новую одежду: мужчины поднимались на вершину горы, а женщины оставались у подножия. Белая ткань, предназначенная для Нома, повязывалась на березу, черная, для Тэтты Имиля — «Старухи Земли», — на кедр. Подобные святилища, расположенные на горах-сопках, где, по представлениям селькупов, обитают Земли духи, есть в верховьях реки Таз, на реке Пюлькы, в устье Малой Ширты.
Особую роль у северных селькупов играли шаманы — тэтыпы, выступавшие как врачеватели, предсказатели, военные вожди и духовные судьи. По представлению селькупов, шаманский дар передавался по наследству от деда, отца или матери. У жилищ шаманов устраивались особые «храмы» — коссыль по —«жертвенные деревья». У селькупов существовал своеобразный обряд «оживления» шаманского бубна. Церемония приурочивалась к прилету птиц. Используя бубен, шаман мог путешествовать по Вселенной: во время камлания бубен превращался в оленя, несущего хозяина на Небо, или в лодку, отправляющуюся в Преисподнюю. Во время церемонии оживления бубна шаману предстояло отправиться на юг, в страну, «где светят семь солнц, где камень до неба достает». Там в обнесенном стальным забором-неводом «железном доме» жила Илынты кота имшгя — «Жизненная старуха». По ее указанию кузнецы «семиямного болота» изготавливали короны-венцы, бляхи-нашивки для шаманских костюмов, металлические части бубнов. Рядом с жилищем Илынты кота имиля находится небесная лестница, по которой шаманы могли подняться к Верхним духам. Удачное путешествие шамана заканчивалось общим праздником и угощением родовых духов.

Источник http://www.gcbs.ru/pub/narody/nency/narody_yamala.htm#ode

Добавить комментарий