Что общего между племенем «Ирокезы» и обскими уграми? Выставка в музее ИЗО раскрывает тайны орнаментов тюменского севера

В Музейном комплексе имени И.Я.Словцова открылась выставка «Письмена на бересте». Здесь представлены лучшие образцы орнаментированной бересты из коллекции «Традиционное искусство коренных народов Севера». Экспозиция организована в рамках мероприятий, посвященных «Второму десятилетию коренных народов мира» (ЮНЕСКО) и «Международному фестивалю ремесел Югра — 2016».
IMG_0321

Стенды с берестяными изделиями.

Тюменский музей ИЗО. Выставка стала логическим продолжением музейной площадки «Живая архаика Севера», идея которой состояла в том, чтобы дать возможность тюменцам заглянуть в запасники музея и увидеть лучшее из них. Так называемое «открытое хранение» экспонатов вновь позволяет всем желающим проникнуться духом истории загадочного тюменского севера и увидеть поистине уникальные предметы, созданные руками мастеров народов ханты и манси.

IMG_0335

На первом плане доска для женского рукоделия.

На Руси бересту освоили в 11 веке, это один из древнейших природных материалов. В музее ИЗО на суд зрителя представлено более сотни берестяных экспонатов, а всего коллекция включает 900 предметов, касающихся традиционной культуры аборигенов.IMG_0385Детские игрушки.

Собрать богатейший материал смогла искусствовед Наталья Федорова. Она лично объездила районы ХМАО и ЯНАО, подружилась с местными жителями, которые почувствовав искреннюю любовь к наследию севера, охотно делились предметами быта и культа. Теперь это — историческая ценность и гордость тюменского музея. Эстафету от талантливого искусствоведа приняла молодой специалист Александра Ефимова, подготовившая нынешнюю экспозицию. Молодая девушка является хранителем двух коллекций: традиционного и изобразительного искусства народов севера.

IMG_0341

Александра Ефимова.

«Выставка могла быть намного масштабнее, ведь наша коллекция комплексная, материалы разные, но мы выбрали бересту. Именно на бересте более ярко и свободно проявляются локальные особенности орнамента, развитие его как такового. Традиционный орнамент обских угров — строгая система построения, подчиняющаяся законам симметрии. Здесь, как и у других народов, отражены представления о закономерностях организации мира. Именно на бересте проявляется композиционное и пластическое обогащение орнамента, развитие творческой изобретательности, разнообразие форм, масштабов, пропорций», — рассказала Александра Ефимова.

IMG_0409Орнаментированная береста.

На берестяных коробках для хлеба, игольницах, сумках, детских люльках, туесах для соли, ножнах, можно увидеть два типа орнамента — полосовой и медальонный. Первоосновой является зигзагообразная линия — «вода» или «волна». В этих предметах быта, которые создавались в основном женщинами, закодированы глубинные смыслы истории народов ханты и манси, их мифология, природа, особенности культа. Как выяснилось в орнаментах «спрятаны» множественные анималистические мотивы: голова медведя, ветвь березы, локоть соболя, рога оленя или лося, уши зайца, лягушка. Причем, мастера изображали на предметах животных, относящихся к их личному роду.IMG_0412

Изделия из бересты из Сургутского и Березовского районов.

Вторая половина 20 века. Были орнаменты, которые женщины не имели права изображать, комментирует Александра Ефимова. Например – крест. Для приверженцев языческого культа он обозначает разные стороны жизни, направления — север, юг, запад, восток. Крест наносили только мужчины, кроме того, запрещенным рисунком для женщины могла быть голова медведя и другие священные изображения.IMG_0430

«Ваховская» береста. В центре — штамп из кости конца 19 века.

«Большинство представленных на выставке экспонатов — начала 20-го века, не считая костяного штампа, который датирован концом 19 столетия. На отдельном стенде – берестяные изделия из Сургутского и Березовского районов, у них самый строгий, геометрический орнамент. Более вариативный и свободный рисунок у мастеров Белоярского и самые яркие шедевры, безусловно, на «ваховской» бересте из Нижневартовского района. А самым редким экспонатом является берестяная маска для медвежьих игрищ середины 20 века», — отметила Александра Ефимова.IMG_0376

Берестяные маски.

Народы ханты и манси владеют удивительными секретами работы с берестой. Ее снимают с дерева таким образом, чтобы оно потом не погибло. Вымачивают, просушивают, держат под прессом… В создании вещей используют прутья черемухи. Донце может быть из бересты или дерева, а сшивается конструкция нитями или натуральным материалом из сухожилий оленя и других животных. При нанесении орнамента используются методы «процарапывания» и «долбления». Любопытный факт — сходство орнаментов обских угров перекликается с творчеством племени индейцев «Ирокезы», проживающим в Северной Америке и известным своими необычными прическами.

IMG_0347Женский национальный костюм.

Общее настроение выставки поддерживают полотна известного северного художника Геннадия Райшева. Ямал представлен несколькими работами из дерева скульптора Геннадия Хартаганова. Умиляют детские игрушки, радует глаз яркое плетение национальных украшений, вызывает интерес одежда и обувь коренных народов.

IMG_0396Геннадий Райшев «Зеленое солнце» (1983 г.)

Кроме того, в зале установлен интерактивный киоск, можно собрать электронный пазл на тему культовых орнаментов, увидеть карту расселения народов севера, самостоятельно получить знания об их истории, поиграть на заданную тематику. Вскоре путешествие по экспозиции обещают дополнить видеофильмом, снятым во время одной из экспедиций музейщиков на север. Кстати, много лет подобные поездки не совершались и хранители тайн тюменского севера надеются, что в этом году экспедиция все же состоится и фонды пополнятся новыми материалами.

IMG_0436Национальное женское украшение обских угров.

Елена КУХАЛЬСКАЯ, фото автора

Подробнее на park72.ru/culture/93710/

Добавить комментарий