Русский художник с эвенкийской душой

Спешим рассказать вам об удивительном человеке. Виктор Валерьевич Старцев, художник и писатель.  Свободно говорит на эвенкийском языке, хотя не относится к этому народу. Он рассказал  своих картинах, но с большим увлечением говорил и об уважении к природе Эвенкии и к ее коренным жителям.

1

— Виктор Валерьевич, расскажите, как давно Вы пишете картины?

— Вообще моя первая специальность – зоотехник-оленевод, раньше я жил на Таймыре. Потом переквалифицировался и отработал в лесном хозяйстве 30 лет. Ну, а сейчас я посвятил все свое время живописи. Еще пишу «северные байки» — небольшие рассказы для русского издательства газеты «Охотник. Рыболов».

На охоте всегда что-нибудь случается: буквально ни дня без историй. Даже если вы охотитесь 20-30 лет, каждая охота будет по-новому интересной. Например, был такой случай со знакомым охотником. Осень, еще не очень холодно, но уже свежо. До поселка 25 километров, приятель устал и решил заночевать. Разжег костер, отдохнул с дороги, поел и задремал. Тут внезапно почувствовал, что кто-то к нему крадется. Поднимается и видит: медведь-шатун. Что делать? Ружье сломалось накануне. И он с топором пошел на медведя. По счастью, собаки прибежали и помогли отбиться – остался жив. Охотники, когда встречаются, просто не могут наговориться – поэтому все, что нужно, чтобы написать рассказ – это сесть и послушать. 3— А на Ваших картинах  изображены эвенкийские легенды и мифы?

— Да, но, к сожалению, я ее на выставку не привез. Представьте: охотник сидит у костра, греет руки, а над ним, над лесом, возвышается и светится дух лесной. Его еще называют Хозяин леса. И он оберегает охотника. Мне рассказали эту древнюю историю, и я изобразил ее на картине.

— Как Вам удается показать на картинах такую гармоничную связь человека и природы?

— И мне не нужно ничего придумывать, все уже есть в природе. Едем по воде – сохатые по берегам бегают. Часто встречаем медведя, норку. Недавно куропатки прилетели прямо в поселок. Сейчас вот сижу здесь, а уже скучаю, уже тороплюсь домой работать. 4 На картинах у меня рыбаки, охотники, оленеводы. Эти люди органично вписаны в родную стихию. Они такая же часть Эвенкийской земли, как снег, сани, олени, собаки, упряжь. И когда я вижу коренных эвенков в их исконных одеждах и за своими исконными занятиями, то чувствую, что так было и 200, и 300 лет назад, и гораздо раньше.

Сейчас, правда, стал очень заметен вред, который наносят тайге экспедиции. Потому что сами эвенки никогда ничего не уничтожают. Эвенку не нужно сырое дерево, для костра он берет сухое. Эвенки не оставляют мусора, а после экспедиций всегда стекло, проволока, пластик и все то, что противоестественно для природы. 6— Понимаете, я живу в таком крае, где мне интересно все, что меня окружает, что удается увидеть и услышать. И пишу об этом красками и словом. Когда люди выезжают с Севера на материк, они часто покупают мои картины, чтобы увезти частичку Эвенкии с собой. Многие даже звонят спустя годы и говорят: как хорошо, что я когда-то взял вашу работу, теперь смотрю на нее, когда скучаю по дому. 8— Как смогли настолько превосходно освоить эвенкийский язык?

— Мою мать в Эвенкию привез дедушка с Анкары, когда ей было 8 лет. Это было еще до войны, году в 1927-м. Потом его отозвали по службе обратно, а она осталась с эвенками и вместе с ними 3 года кочевала по тайге. И, конечно, она в совершенстве освоила их язык, и все эвенкийское передалось ей. С двенадцати лет и до самой смерти она, русская по национальности, так и говорила о себе: я эвенкийка. Поэтому эти люди – моя родня, мы близки духом. И именно язык нас роднит! Вот сейчас приехал я на выставку и вижу: эвенки. Подхожу к ним и приветствую на их языке. И тут же они говорят: о! свой человек! Для них неважно, что я русский. И беседуя с ними, я благодаря языку не чувствую границ между нами. 5— Ученые считают, что у каждого народа свои особенности мышления, склонности. Расскажите, чем в этом смысле примечательны эвенки?

— Это народ очень древний с глубокими традициями. У них есть крылатая фраза: будешь знать родной язык, будешь лучшим учеником. Вообще, их характерная черта – доверчивость и великодушие. Если вы подружились с эвенком, доверили ему свою душу, то он будет вам другом навсегда. Но если вы эвенка обманули, то никогда не сможете вернуть его сердца, даже если он будет по-прежнему общаться с вами. Ну и, конечно, их Божий дар – приспособленность к проживанию в глухой тайге. Удивительно, но, несмотря на суровость этой таежной жизни, тебя в их доме всегда накормят и согреют.

Источник http://allanabutova.com

Добавить комментарий