Первая чукотская свадьба в Подмосковье

Когда появилась идея создать фестиваль «Неделя коренных малочисленных народов», никто из нас даже подумать не мог, что он завершится … национальной свадьбой!  И свадьбой не простой, а чукотской, со всеми необходимыми обрядами, которые соблюдались на протяжении многих веков и которые сейчас почти утрачены.  Пока мы готовились к фестивалю, как я уже не раз писала, все очень сдружились. А еще совершенно внезапно Умка и Энэр, одни из главных организаторов фестиваля, решили стать семьей. О том, как прошла их необычная, красивая и очень веселая свадьба, читайте далее.

45

Фото: Антон Агарков

Для начала расскажу немного о молодоженах.

Жених родом с Чукотки, зовут его Умка (в переводе с чукотского «белый медведь»). Он морзверобой и артист, объехавший полмира. Сейчас проводит мастер-классы и экскурсии, выступает на мероприятиях этнопарка «Кочевник».  По паспорту, кстати, его зовут Евгений, а его избранницу Энэр — Аней.

Как рассказала мне Аня, сразу после первой встречи Умка стал называть ее красивым чукотским именем Энэр, что в переводе на русский означает «полярная звезда».

Аня-Энэр родом из Сибири, сейчас живет в Сергиевом Посаде, преподает йогу. Ее второе имя настолько ей подходит, что теперь почти все друзья и родственники давно уже называют Аню только чукотским именем.

Умка и Энэр познакомились в этнопарке «Кочевник» и были, между прочим, лицом нашей Недели коренных малочисленных народов. Мы считаем очень символичным то, что эта красивая пара открыла наш фестиваль, а на закрытии сыграла свадьбу.

7Tfa3845YpU

Июнь 2014. Фото: Алла Набутова

Накануне свадьбы на нашем Северном стойбище все пребывали в волнительном настроении. Гости готовили лучшие наряды для себя и подарки для молодоженов. Энэр тем временем дошивала обрядовую куклу, а мы ей помогали.

1

2

Свадебные обряды у чукчей проходят незадолго до рассвета. А так как все друзья и гости не смогли приехать около 5 утра, основные брачные таинства провели в узком семейном кругу.

5

4

Вечером того же дня их провели для всех гостей в шумной компании со сватовством, застольем и играми.

Итак, согласно традициям, первым на стойбище приехал друг жениха, чтобы разведать, есть ли там невесты на выданье (это игровой момент, ведь договоренность между молодоженами уже есть).

6

Узнав от друга, что невест, как в нашем случае, хоть отбавляй,  жених едет в упряжке к дому невесты. Тундровые чукчи ездили на оленях, а наш Умка, как и полагается морским чукчам, примчался на собачьей упряжке.

7 (2)

Там его уже встречает толпа девушек от мала до велика, из которых он должен «выбрать» ту самую единственную.

8

Нелегко было Умке в толпе хитрых подружек невесты отыскать свою Энэр:)

9

Отдавали Энэр из ненецкого чума. Подружками невесты были в большинстве своем юные гостьи с Ямала, поэтому на празднике большинство гостей в ненецких нарядах. Хадри, хозяина чума, назначили тамадой. Он устраивал множество испытаний жениху. Умка должен был показать все свои лучшие качества, чтобы быть достойным красавицы-невесты.

Например, как он здорово танцует и поет.

11

12

Испытания пройдены, и на прощание мама Энэр напутствует ее и передает ей куклу, которую невеста увезет с собой в свою новую семью. Эта кукла символизирует продолжение рода.

18

Затем на празднично украшенных нартах невесту везут к яранге, где она будет хозяйкой.

13

14

Здесь у входа жених дарит ей меха, чтобы показать, какой он ловкий охотник.

16

17

А мама жениха Венера Алексеевна уже встречает у входа в ярангу и спрашивает по-чукотски: «Хорошая ли девушка, умеет ли она шить и вести хозяйство?»

19

Умка уверенно отвечает: «Да, умеет!» И это действительно так, ведь Энэр шила не только обрядовую куклу, но и свадебные наряды себе и жениху.

Венера Алексеевна в ответ желает молодым семейного благополучия, а затем дает невесте задание. Энэр должна развести огонь трением при помощи деревянного устройства «мильгын». Таким образом будущая хозяйка яранги показывает, что она способна поддерживать уют и тепло в своем доме.

26

28

От этого огня жених и его друзья поджигают наконечники стрел

30

и тут же запускают их в небо.

31

Смысл этого старинного обряда в том, что горящие стрелы, запущенные в сторону стада оленей, должны принести прирост поголовью скота, а значит, достаток и благополучие молодой семье.

Затем молодоженам завязывают глаза и перевязывают запястье кожаным шнуром.

_DSC2326

23

По чукотским обычаям перевязанные руки означают обручение. Теперь супруги всегда будут вместе. Дальше невесту и жениха ведут вокруг яранги. Этот обряд символизирует то, чтобы Энэр всегда смогла найти дорогу к дому, даже в темноте. Жениха ведут вместе, он помогает найти дорогу.

24

После этого на лицо и руку невесты наносят на родовой знак. Согласно чукотским обычаям теперь она — часть семьи своего супруга.

25

Конечно же свадьба не обошлась без современных традиций.  Вот такие кольца Умка вырезал из кости накануне торжества.

_DSC1474

А пока жених на секунду отвлекся, невесту своровали. Умке снова пришлось искать свою невесту из толпы девушек с закрытыми лицами.

22

20

Кончено же, я не удержалась и выглянула пару раз из-под платка. Нелегко быть подружкой невесты и одновременно репортером:)

21

После обрядов гости дарят подарки молодоженам.

42

А потом все мы участвовали в веселых северных играх. Например, невесте нужно было найти по звону меховую шапку с бубенчиками. Юноши соревновались с девушками в скорости, а также играли в ловлю «оленей», которых изображали все желающие.

35

34

38

39

Девушки показывали, как мастерски они умеют накидывать платки

37

и как быстро могут убегать от злой ведьмы, роль которой исполнил тамада.

36-1

36-2

В это время молодоженам устроили небольшую свадебную фотосессию.

43

44

После шумных игр гостей угощали национальными чукотскими блюдами — вкуснейшей ухой из семги

40

и клюквенно-брусничным морсом.

41

Веселье продолжилось у костра с бубнами, гитарой, варганом, и не смолкало до поздней ночи.

А вот что нам рассказала о чукотских свадьбах мама Умки, Венера Алексеевна Алек:

«Это уникальное событие — первая чукотская свадьба в Подмосковье. Сейчас даже у нас на Чукотке очень редко проводят национальные свадьбы. Но мы в настоящее время стараемся возрождать свои обряды.

Вообще есть несколько способов проведения свадеб. В старину сватали детей, а потом женили их уже во взрослом возрасте. А дальше, что говорится, слюбится-стерпится.

Еще один вид чукотской свадьбы – когда молодые сами знакомятся и женятся по любви. Мы как раз проводили такое торжество. Свадьба получилась прекрасная!

И я хочу выразить уважение и благодарность Алексею Ежелеву за то, что он в своем этнопарке «Кочевник» создал такое замечательное стойбище. Здесь он дал нам возможность провести наши древние обряды. Мы работаем над сохранением культуры нашего чукотского народа, поэтому это очень важно для нас. Желаем ему во всем успехов!

А нашим молодоженам любви, чтобы терпимы были друг другу, чтобы в беде и в радости помогали друг другу и были всегда вместе».

Мы также присоединяемся к поздравлениям и желаем Умке и Энэр радостной семейной жизни.

0

Исчтоник http://allanabutova.com/2014/08/24/pervaya-chukotskaya-svad-ba-v-podmoskov-e/

Добавить комментарий