Мифология угров. Цикл рисунков Алексей Фанталова

Главная область творчества Алексея — живопись в технике масла и акварели. Основная тема картин – мифология. Его работы экспонировались на выставках Петербургского отделения Союза художников, в Институте культуры Финляндии, в Государственном Музее истории религии (СПб, 1996). Алексей сотрудничает с обществом Рихарда Вагнера. В 1998г. получил Байройтский грант за серию картин маслом, посвященную оперной тетралогии «Кольцо Нибелунга». На нашем сайте — серия работ на тему «Мифология угров».
Сайт художника: http://fantalov.narod.ru/

Эква-Пыгрись совершил множество подвигов. Он поймал шестиногого лося, расправился с великанами, стремившимися накрыть его железной сетью (эти сюжеты аналогичны описанным в “Калевале”), победил людоедку Кирп-Нюлуп-Ими, вернул луну и солнце, похищенные Куль-Отыром - владыкой Нижнего Мира. Наконец, Эква-Пыгрись предстал перед Нум-Торумом, который даровал ему геройское имя (вероятно “Мир-Сусне-Хум”) и первенство над братьями.
Перед троном Нум-Торума показана Крылатая Калм.
К Небесному Отцу, 1997
Акварель изображает Калтась-экву - Богиню земли народов ханты и манси
Мать-Калтась
Мифология обских угров богата чудовищами, но, пожалуй самым удивительны среди них был Мув-Хор, обычно переводимый как “Мамонт”. (Мамонта народы Сибири представляли огромной рыбой или ящерицей, живущей в водоворотах рек и озер и подрывающей берега. Бивни считались рогами чудовища.)
Некогда, Мув-Хор бился с Товлынг-Карсом и захватил его маховые перья, а тот захватил отростки рогов мамонта. Эква-Пыгрись дошел до берега теплого моря, где обиало чудовище и совершил справедливый обмен. (Здесь мы видим в легендарном герое обских угров черты медиатора, посредника между мирами, сближающие его со скандинавским Одином.)
В верхней частп картины изображена Хотал-Эква - “Солнце-Старуха”, летящая на колеснице, запряженной крылатым оленем.
Старик-мамонт, 1997
Преобразившегося в Мир-Сусне-Хума героя представляли всадником на железном восьмикрылом коне с золотой гривой, скачущим по небу. Каждую ночь он обьезжает вселенную, проверяя, все ли в порядке и передавая людям наказы своего небесного отца (для копыт коня шаманы ставили четыре металлические тарелочки, чтобы энергия всадника не ушла в черную землю).
В некотором смысле антагонистом Мир-Сусне-Хума был Консыг-Ойка - “Когтистый Старик”, дух Медведя. Символами последнего были медведь и лиственица. Иногда ему служили менквы - великаны-людоеды с заостренными будто кол головами. Известен сказ, в котором Мир-Сусне-Хум спас от Консыг-Ойки человека, которому покровительствовал.
Царь Идущих Облаков, 1997
Работа показывает сюжет хантымансийского фольклора. Сибирские народы знали о существовании огромных зверей ("в пять - шесть лосей"). Когда реки размывали крутые берега, обнажались мамонтомые бивни. Люди полагали, что бивни - рога чудовища Юр или Вэс, а само оно представляет нечто вроде здоровенной рыбы или ящерицы. Здесь мамонт изображен в виде Хозяина Оби (притягивающего рыбу).
Старик-мамонт
Мир-Сусне-Хум (“За миром наблюдающий человек”) - национальный герой и божественный покровитель обских угров. Он был седьмым сыном верховного бога Нум-Торума. Мать героя - Калтась-Эква была низвергнута Нум-Торумом с небес и герой родился уже на земле. Отсюда одно из имен Мир-Сусне-Хума - Эква-Пыгрись (“Женщины сынок”), намекающее на его покинутость отцом.
Работа показывает также, как на цепях с неба спускается городок, в котором живет девушка, предназначенная герою в жены. На ладони Эква-Пыгрися - вестница богов Крылатая Калм.
Женщины-сынок, 1997
Здесь изображен один из первых подвигов Эква-Пыгрися. На вершине огромной лиственницы жил исполинский орел Товлынг-Карс, пожиравший людей. Дабы сразиться с птицей, герой забрался на дерево, но увидел, как на ее детенышей напало чудовище - “Не имеющая Сердца и Печени Железная Лягушка”. Эква-Пыгрись убил Лягушку, чем заслужил вечную благодарность Товлынг-Карса, тем самым избавив свой народ от бед.
Гнездо птицы Карс, 1997