«Миротворцы» среди аборигенов

Группа ученых Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН опубликовала коллективную монографию, в которой с новой точки зрения рассмотрено влияние русских на аборигенов Дальнего Востока в XVII-XIX веках, которое исследователи впервые и в противовес ранним представлениям называют «культурной колонизацией». Русские прекратили родовые конфликты среди местного населения и принесли им «прививку» цивилизации, рассказал РИА Новости кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнографии, этнологии и антропологии института

Вадим Тураев.

По его словам, присутствие русских в тот период на Дальнем Востоке и в Сибири в разные годы оценивалось по-разному. Первые годы советской власти считалось, что царская Россия в этих регионах перебила всех. После Великой отечественной войны, когда поменялась идеологическая составляющая государства, все стали говорить прямо противоположное: никакого военного вторжения не было, а народы входили в состав Российского государства добровольно. В 80-е годы прошлого века среди историков уже звучали разные интерпретации процессов на Дальнем Востоке.

«И в рамках этих разночтений эта работа подытоживает последние представления об этом историческом процессе. Если говорить об итогах, мы его характеризуем как культурная колонизация. Можно выделить следующие исторические последствия этого процесса: произошло включение огромного, ранее практически неизвестного региона в историческое культурное взаимодействие, было положено начало территориальному сближению Европы и Восточной Азии. Это я уже говорю не только о коренных малочисленных народах, а о китайцах, корейцах, которые в XIX веке активно здесь присутствовали», — говорит ученый.

По его словам, с приходом русских на Дальний Восток произошло пересечение двух различных культурных пространств, началось развитие связей коренных народов с русскими и другими европейскими народами.

«Важное обстоятельство, что с приходом русских на Дальнем Востоке прекратились межродовые, межэтнические конфликты — скажем, между чукчами и коряками, между эвенами различных группировок и так далее. Русские не давали разгораться этим конфликтам, проявляли силу и глушили их в самом зародыше. По-разному действовали, конечно… Если взять длительную – несколько десятилетий – так называемую чукотско-корякскую войну в XVIII веке, это были длительные стычки коряков с эвенами на почве владения территорией, оленями. И русские там были в сложном положении, потому что коряки приняли русское подданство, а значит, мы их должны были защищать как своих граждан. А чукчи были независимы, поэтому России пришлось участвовать на стороне коряков. Такие же ситуации случались и в других местах», — отметил Тураев.

Ученый рассказал, что с приходом русских и установлением здесь государственной власти ускорились процессы консолидации и межэтнической интеграции. Россия была здесь – на востоке страны — единственным транслятором европейских ценностей на протяжении 300 с лишним лет.

«И худо-бедно, но Россия осуществила этому региону своеобразную «прививку» европейской цивилизационной идентичности, без которой эти территории и люди, живущие на ней, сегодня уже и не мыслят свое существование. Среди таких европейских ценностей можно назвать переход к земледелию и оседлости. Чего раньше не было — появление городов. Появилась европейская религиозная система в виде православного христианства. Также европейские политические традиции, посредством русской культуры регион стал приобщаться к письменности», — говорит ученый.

Также одним из важных результатов прихода русских Тураев называет вхождение Дальнего Востока в систему международных отношений.

«Говоря о методах – примерно в это же самое время процессы, которые обычно характеризовали как колонизацию, происходили не только в Сибири и на Дальнем Востоке, но и в Америке. Методы были совершенно разные. Герцен, как-то говоря об этом, сказал: «Россия расширяется по другому закону, чем Америка… Соединенные Штаты, как лавина, оторвавшаяся от своей горы, прут перед собою все; каждый шаг, приобретенный ими, — шаг, потерянный индейцами. Россия понимает кругом, как вода, обходит племена со всех сторон». Это действительно так», — считает ученый.

Сегодня дальневосточные исследователи рассматривают процесс прихода русских в регион как врастание России в культурное пространство Дальнего Востока – это не было колонизацией или завоеванием. Этому процессу способствовали даже государственные механизмы – российское законодательство не отторгало существующей системы права коренных народов, на уровне общин допускалось даже аборигенное самоуправление.

«Это не значит, что не было военных действий… Было и насилие, и экспансия… Но суть была не в этом — Россия потихоньку врастала в местную аборигенную жизнь. Русские здесь десятками или сотнями исчислялись, но в силу своей культурной отличительности они оказывали такое воздействие на коренное население», — рассказал собеседник агентства.

Источник: https://ria.ru/science/20180208/1514193592.html

Добавить комментарий