Древние люди севера. До прихода русских Сибирь населяли коренные народы

После окончания ледникового периода регион заселили выходцы из Средней Азии с монголоидным типом лица.

Исследователи говорят, что люди расселились в Сибири в эпоху позднего палеолита.

Исследователи говорят, что люди расселились в Сибири в эпоху позднего палеолита. © / Фото с экспозиций музея

Сейчас Сибирь является неотъемлемой частью нашей страны. Однако еще четыре века назад русские были чужаками на этой территории, а населяли ее коренные народы, живущие рыболовством и охотой. О том, кто и как жил в Красноярском крае в древности, узнавал корреспондент «АиФ-Красноярск».

Вернуть душу

Исследователи говорят, что люди расселились здесь в эпоху позднего палеолита — именно это время характеризуется наибольшим развитием охоты как промысла. К сожалению, многие из этих народов находятся на грани исчезновения: культурные традиции, язык и история утрачивается.

После окончания ледникового периода регион заселили выходцы из Средней Азии с монголоидным типом лица. Изначально все северяне имели сходный уклад жизни с родоплеменными отношениями. Поддерживая традиции, браки старались заключать в пределах племени. Разводили оленей, эти животные обеспечивали северянам всё: и пищу, и одежду, и кров, и средство передвижения. Коренные народы до сих пор остаются приверженцами шаманизма.

«Идеология его заключается в том, что мир населен духами, как добрыми, так и злыми. И чтобы привлечь к себе добрых, и, наоборот, защитить от злых, требуется посредник – шаман. Функции его были необычайно широкими – он принимал роды, отправлял в мир иной, предсказывал будущее, воздействовал на погоду, излечивал от болезней, — рассказала Екатерина Скурихина, ст. научный сотрудник Красноярского краевого краеведческого музея. — Считалось, что болезни происходят от того, что злой дух похитил душу человека и при камлании нужно её вернуть. За много веков шаманизм претерпел разнообразные изменения, но не утратил своей силы».

С хлебом, но без соли

Сейчас на территории края проживает 9 аборигенных этносов (долганы, кеты, хакасы, ненцы, энцы, нганасане, эвенки, селькупы, якуты). За исключением хакасов, которые поселились на юге, коренные народы живут в северных областях. На крайнем севере, где  Енисей впадает в Карское море и очень суровый климат, живут ненцы и близкие им по языку энцы. Это самые северные жители планеты. Таймырский полуостров – земля  нганасан, долган, якутов. В бассейне Подкаменной Тунгуски, где уже больше 100 лет назад, в 1908 году, упало космическое тело, поселились эвенки, с ними соседствуют селькупы.

Нарты — это сани северных коренных народов. Фото: Красноярский краевой краеведческий музей/ Татьяна Руденко

«Самый малочисленный и загадочный народ сибирского севера – кеты. Их язык – изолированный, то есть, вокруг нет никого, кто бы говорил на родственном языке. При этом слово «хлеб» не заимствовано, а собственного происхождения. Это значит, предки кетов занимались земледелием, — говорит Екатерина Скурихина. —  А вот соли до прихода русских кеты не использовали. Рыбу квасили, пересыпая кислой ягодой. Считалась, что соль утяжеляет кость, что не особенно хорошо для охотника, который должен передвигаться легко, незаметно».

По легенде, когда-то кеты жили в верховьях Енисея, на плодородных землях, не зная ни нужды, ни печали. Но однажды на них с юга напало племя людоедов. Кеты построили лодки и поплыли в них по Енисею, вручив свою судьбу духу реки и молясь о спасении. Людоеды не умели плавать, поэтому они хватали горы и бросали их в реку – так появились речные пороги. Но Енисей разбивал горы своим мощным потоком и нес лодки дальше. В районе Туруханского края людоеды устроили самую мощную засаду, бросив в реку несколько огромных гор, и Енисей никак не мог пробиться через них. Тогда он разлился озером, поднял свои воды и начал вливаться в долину Оби. Мощный шаман Альба, наблюдая за происходящим, пожалел людей и огромным ножом рассек скалы. Так Енисей прорвался в Туруханскую долину, где и поселились племена кетов.
Национальный костюм нганасан. Фото: Красноярский краевой краеведческий музей/ Татьяна Руденко

Один из молодых этносов, сформировавшихся на рубеже 18-19 веков в результате смешения культур русских, эвенков и якутов, — долганы. Их язык – это диалект якутского языка, подвергшегося влиянию эвенкийского. От купцов, которые занимались пушным промыслом, долганы унаследовали своеобразное жилище — балок, или нартенный чум. Нарты – это сани северных коренных народов. На большие деревянные полозья ставился деревянный каркас, с внутренней стороны обивался ситцем и оленьими шкурами, а с внешней стороны – брезентом. Балок передвигался с одного места на другое в упряжке из нескольких оленей.

Эвенки — самый многочисленный сибирский народ. Их представители были первыми из аборигенных народов России, принимавших участие в её защите от внешних врагов, начиная с 1812 года. В отличие от кетов, эвенки чум покрывали оленьими шкурами, в два слоя мехом внутрь. Сборкой и разборкой чума занимались женщины, причем справлялись с этим за несколько часов.

Источник: http://www.krsk.aif.ru/society/drevnie_lyudi_severa_do_prihoda_russkih_sibir_naselyali_korennye_narody

Добавить комментарий