«Ремесла и искусства» или «Мастеровая» программа

Программа «Ремесла и искусства» или «Мастеровая» проводится ежегодно с 2000 года. «Мастеровая» программа обычно открывает летний сезон, так как одной из задач данной смены является обустройство стойбища: сооружение необходимых построек, обновление навесов, ремонт печей. В течение двух недель работы участники программы делают поделки и предметы быта из бересты, дерева, бисера, сукна, знакомятся с фольклором северных народов.
Занятия мальчиков и девочек, как и принято в традиционной культуре, ведут разные мастера: мужчина и женщина. Маленькие девочки, впервые попавшие на стойбище, обычно начинают с изготовления акани – традиционной хантыйской куклы и делают браслеты из бисера. Старшие девочки, кто уже участвовал в работе стойбища, шьют тутчаны – женские сумочки для рукоделия, намты – игольницы, обшивают орнаментом рукава и подолы традиционных платьев.
Мальчики больше работают с деревом: они делают ручки для ножей, сотупы – чехлы для ножей, вырезают ложки, поварешки, традиционные игрушки: «щел», различные головоломки, изготавливают луки и стрелы для участия в состязаниях. Мужским ремеслом также считается плетение аркана.
С берестой работают как мальчики, так и девочки. Ребята под руководством мастеров заготавливают бересту, делают из нее хинты и воньщупы – набирушки для сбора и хранения ягод, различные сувениры. Те ребята, кто уже имеет необходимый опыт, берутся за изготовлением более сложных изделий — куккаров — орнаментированных коробочек из бересты, технология изготовления которых требует определенного уровня мастерства. В качестве образцов детям демонстрируются изделия казымских мастериц, пользующиеся большим спросом как в нашей стране, так и за рубежом. Результаты работы смены обычно представляются на выставке изделий.
Одним из важных направлений в деятельности мастеровой смены является работа с орнаментом. Мода на традиционные изделия породила в последнее время большое количество псевдонациональных сувениров и поделок. Орнаментируя вещь, люди зачастую не задумываются о символике нанесенного орнамента. В традиционной культуре орнамент – своего рода язык, посредством которого люди общаются не только друг с другом, но, прежде всего, с миром невидимым – миром духов. В древности мастерицы обращали особое внимание на эти вещи.
Задача ведущих мастеровой программы – не только выработать чувствительность к прекрасному, но и научить правильно пользоваться сакральным языком орнамента.