По сибирским рекам на катамаране-трансформере

baybarki_23082015Энтузиасты прошли около пятисот километров за три недели.

В середине июля завершилась экспедиция, организованная региональным отделением РГО. Основной маршрут пролегал по водным артериям, поэтому и назвали поход «Лукоморье. К истокам сибирских рек-2».

Первая такая экспедиция в рамках проекта «Лукоморье» состоялась четыре года назад. Тогда краеведы прошли по акваториям рек Правая Хетта, Надым, Танлова, Ямсовей.

– На этот раз мы с моим коллегой Владимиром Ананьевым побывали в верховьях реки Лонг-Юган, которая по-ненецки называется Хейги-Яха, что означает «священная река», – уточняет заместитель председателя регионального отделения РГО Игорь Кузнецов. – Оттуда мы прошли по Нияю. Она берет начало из большой системы озер, ее длина составляет больше ста километров. Кстати, из этих же озер вытекают реки, впадающие в Полуй. К сожалению, до самих озер из-за огромного количества завалов мы так и не добрались, дойдя лишь до середины Нияю. Порой один завал приходилось разбирать по полдня, – сетует краевед, – так что дорога была сложной, зато обратно двигались быстрее, поскольку путь уже был нами расчищен.

Порадовало, что помощь в исследовании местности оказали коренные жители: Иван и Янык из поселка Лонгъюган, к сожалению не назвавшие свои фамилии. Они не только рассказали краеведам о давно сгоревшей звероферме, но и свозили их туда на своей лодке.

– Звероферма успешно действовала приблизительно до середины XX века, – определяет Игорь Геннадьевич. – Рядом с этим объектом мы обнаружили вертолетную площадку, что свидетельствует о масштабах предприятия.

 

ЭКСКЛЮЗИВ О БЕРЕГОВЫХ ЛАСТОЧКАХ

По наблюдениям исследователей Нияю (река лиственниц) полностью оправдывает свое название. Вдоль ее берегов растут в основном лиственницы и ели.

– Кое-где встречались березы, а вот кедра там нет, – констатирует Игорь Кузнецов. – И что характерно, травянистые растения попадались соответствующие, то есть соседствующие обычно именно с такими деревьями.

По ходу путешествия встретили двух лосей, которые вольготно разгуливали по речным косам, попадалось много зайцев, лис, птиц.

– Повезло нам увидеть и несколько особей, занесенных в Красную книгу: орланов-белохвостов, чернозобую гагару, – вспоминает краевед. – Также заметили там орлов, гусей и полярную сову.

В поход брали с собой фотовидеоловушку, чтобы снять береговых ласточек, которые целыми колониями гнездятся на побережье реки Хейги-Яха. Эти птицы настолько проворны, что запечатлеть их движение на обычный фотоаппарат или видеокамеру нет никакого шанса. За два дня удалось снять целый видеофильм о жизни береговых ласточек, который уже разместили на сайте регионального отделения РГО. Эксклюзив, между прочим.

 

СУДНО СОБИРАЛИ СВОИМИ РУКАМИ

Помимо исследования флоры и фауны, перед путешественниками также стояла задача провести испытание нового речного катамарана.

– Мы его сами сконструировали и соорудили на базе байдарок, – раскрывает принцип сборки исследователь. – Катамаран с мотором необходимо было протестировать в достаточно жестких условиях, чтобы понять, как он будет вести себя в верховьях сибирских рек. Конечно, мы можем ходить и без мотора, но наши реки длинные, а человеческий ресурс не безграничен.

Действительно, моторный двигатель дал команде возможность больше времени и сил посвятить исследованиям, а не тратить их на передвижение.

– Мы убедились, что на этом катамаране можно установить хороший 3D-эхолот, который будет успешно работать, – резюмирует руководитель экспедиции. – Также подумываем о том, чтобы установить там другие приборы.

Одно из преимуществ: катамаран за полчаса легко разбирается на две байдарки, на которые можно пересесть и в случае необходимости какое-то расстояние пройти на веслах, а затем снова собрать катамаран.

– Он получился очень легким, – констатирует Игорь Геннадьевич. – Вес вместе с двигателем составляет всего 80 килограммов. Тяжелые конструкции бывает сложно тащить, особенно через ольховник, а этот катамаран мы разбираем и спокойно переносим в любое место. Еще один плюс – это экономичность: если двигаться со скоростью десять километров в час, то топлива уходит всего один литр на 30 километров. Представляете? Мы брали с собой 25 литров бензина, так еще и остаток домой привезли.

Катамаран оказался не только легким и экономичным, он также выдерживал волну высотой до полуметра, не говоря уже о надежной устойчивости и мобильности.

– Конечно, по Обской губе на нем не пройдешь, но по обычным сибирским рекам запросто, – уверен краевед.

 

И СТРЯПАЛИ ПИРОГИ

Команда состояла всего из двух человек, но каждый из них стоит нескольких. Экспедиционный опыт Игоря Кузнецова и Владимира Ананьева составляет более десяти лет. Они умеют всё, что нужно для того, чтобы не только выжить, но и активно работать во время длительных походов. На этот раз путешествие продолжалось три недели. Что брали с собой в поход и как готовили еду?

– Помимо необходимого оборудования, палатки, спальных мешков и аптечки, с нами был стандартный набор продуктов, – рассказывает краевед.

Представление о том, что в дальних походах питаются полуфабрикатами, – это миф. Конечно, с собой всегда есть тушенка, сухое или сгущенное молоко, подсолнечное масло, сухари, мука, из которой мы печем хлеб, и другие продукты, но и кулинарные изыски при желании тоже можно получить. На катамаран и прицепную байдарку погрузили 450 килограммов груза, в том числе и пятилитровый газовый баллон, чтобы можно было сварить полноценный горячий обед.

– Мы с Володей хорошо готовим, поэтому проблем с едой нет, – улыбается Игорь Геннадьевич. – У нас сковорода с высокими бортами, и мой коллега иногда запросто стряпает рыбный пирог.

Вода – это единственное, что не запасали. Ее набирали в реках или озерах, разумеется, сначала хорошо кипятили и только потом пили.

 

Лариса БАГУМЯН

larisa00767@mail.ru

Фото предоставлено региональным отделением РГО 

Добавить комментарий