«Наше стойбище называется Мань Ускве»

Любовь Павловна Стаканова, руководитель стойбища:
Наше стойбище называется «Мань-Ускве», это название родилось как-то само собой, и раньше мы переводили с мансийского, как «маленький городок». Но сейчас, надо думать, перевод такой – детское место, откуда дети начинают расти. Имеется в виду — расти духовно. Я считаю, самая главная задача нашей работы – дать юному человеку стержень в жизни, чтобы он говорил с гордостью: «Я – манси».
Идея создания стойбища принадлежит двум Татьянам: Татьяне Гоголевой и Татьяне Молдановой. В 1994 году детский лагерь начал работать. Тогда он назывался этнографический лагерь. Дети жили в палатках. Мы попытались вывести детей в традиционную среду, долго выбирали место, но все-таки духи повернули нас к Ясунту, чему мы очень рады, это такая небольшая деревенька близ Саранпауля.
Конечно, было много всяких ошибок, мы быстро их исправляли, например, дети жили в палатках, и это был больше спортивный лагерь, чем этнографический. Потом мы поняли, что дети должны жить в каких-то особых помещениях, наиболее подходящими оказались чумы. Поставили чумы, построили сумех – это такой лабаз для хранения продуктов. Дети живут в условиях, приближенных к традиционным, полностью воссоздать традиционный образ жизни, конечно, невозможно, для этого нужна соответствующая материальная база, ее у нас, пока, к сожалению, нет. Хочу сказать с гордостью, что у нас нет телевизоров и прочих проявлений цивилизации. Только живые звуки – звуки костра, шум ветра. Из музыкальных инструментов – санквалтап и гитара. Раньше у нас были дискотеки, но потом мы поняли, что это совсем не то. Мы двигались вперед методом проб и ошибок. Наше стойбище одно из первых в округе, меня радует то, что мы постоянно растем.
В начале смены были все одинаковыми в смысле учебной программы, но теперь они профильные. Например, есть смена мастеровая, там делают все руками, предметы домашнего обихода и др. Приезжают опытные пожилые люди и под их непосредственным чутким руководством дети будут делать лодку-калданку, весла, деревянные чаши – хоса-аны – чаша для вареной рыбы, различные изделия из бересты. Мы делаем такие вещи, которые, затем, нам же и служат. Считаю, нет смысла что-то делать, если вещь потом не будет востребована.
На это лето приезжает Анатолий Вадичупов из Ханты-Мансийска, и впервые дети под его присмотром будут изготовлять санквалтап – это такой мансийский струнный национальный музыкальный инструмент, работа очень кропотливая.
Часто приезжает Мерова Мария Сергеевна, под ее руководством девочки шьют акань – кукла из ткани. По качеству изготовления можно судить о ее создателе. Выворачиваешь куклу наизнанку и смотришь шов. Если он прямой и ровный – рукодельница! Потом дети дарят этих кукол гостям, которые приезжают к нам. Ребенок с большой любовью, в нашем энергетическом месте, сам сделал, своими руками поделку и потом сам подарил ее хорошему человеку. Это производит неизгладимое впечатление на духовный мир ребенка!
Также у нас есть горная смена. Самое интересное то, что мы очень долго не могли понять, зачем мы ходим в горы. Но, совсем недавно я прочитала книжечку, и там меня заинтересовала такая мысль – горы, оказывается, являются энергетической основой жизни. И я поняла, что человека не зря влекут горные пейзажи. Там происходит, можно сказать, энергетическая подпитка организма. Чтобы потом дети не болели целый год!
Нам повезло еще и с проводником, мы нашли человека, это Вьюткин Василий Николаевич, он бывший оленевод, сейчас на пенсии, он хорошо ориентируется, провел практически всю жизнь в горах. Василий Николаевич очень легок на подъем и в общении, что немаловажно.
Следующая смена, после горной, это кочующая смена. Мы берем детей и едем с ними на горных лодках по деревням, с какой-то определенной целью. Например, мы ездили до Ломбовожа, по пути заезжая во все населенные пункты. С собой у нас был чум. Останавливаемся, устанавливаем чум, дети делятся на разные группы: как-то, лингвисты, этнографы, была группа спецназа. Ставятся задачи, и дети их выполняют. А потом, вечером, мы приглашаем к себе в гости жителей деревни. И устанавливаются различные социальные связи, – например, ребенок узнает, что оказывается у него куча теток. Было и такое! То есть, до сего момента он их и не знал.
Второй раз мы ездили в Сосьву, а в этом году у нас будет Володя Меров, он приедет и повезет детей на Кемпаш. Это река такая у нас. Одна группа поедет на Кемпаш, а другая по очень интересному маршруту – в гости к ненецкому поэту Юрию Вэлле. Он уже был у нас в прошлом году, ему очень понравилось у нас, и он пригласил в гости.
Следующая смена называется парламент мировых народов. Две прошлые сессии проходили у нас в Казыме. Суть их такова: собираются дети и обсуждают мировые проблемы. В этом году будет обсуждаться «северная цивилизация» — здесь много лет жили северные народности, потом пришли сюда люди другой национальности и они стали друг друга взаимодополнять. Это очень важный момент. Наши воспитанники с малых лет приучаются дружить с представителями других наций и не делать различий между своими и чужими, стремились к компромиссам.
Затем смена игро-педагогическая. Существует аксиома, – в какие игры играют дети – такой будет завтра мир. Посмотрите, как занят досуг наших детей – это различные компьютерные приставки, игры в войну. Мы обращаем огромное внимание на это. Мы всегда приглашаем специалистов. К нам приезжают очень интересные люди. Я считаю, если давать детям какие-то знания, то эти знания должны быть очень качественные! И с этой целью мы приглашаем настоящих специалистов, и всегда это держится на каких-то личных отношениях. Пожилому человеку ведь тяжело жить и работать в полевых условиях, на комарах. Но они едут, и с удовольствием работают с детьми. Наше стойбище работает не для того, чтобы развлечь, у нас другая задача – помочь задуматься нашим воспитанникам о дальнейшем строительстве собственной судьбы, жизни.
В нашей программе есть такая игра – здравостроительство и здоровый образ жизни. Дети в течение трех дней думали, что такое здоровье, затем писали свои проекты и планы, что он должен делать. Он должен научиться играть в шахматы. Зачем? Потому, что это развивает ум. Затем, он должен делать зарядку каждое утро, потому, что это развивает и укрепляет тело. Таким образом, ребенок сам выстраивает программу, а мы следим, чтобы он следовал ей. Наш коллектив в повседневной работе с детьми руководствуется такой аксиомой,– чтобы вырастить хороший урожай яблок, не нужно тянуть за ветки, с силой раскрывать бутоны, а нужно просто поливать корни. Руководствуясь этим, наш спаянный коллектив успешно работает вот уже восьмой год!