Кочевые школы в Якутии оказались под угрозой закрытия.

Причина – в юридической неопределенности, несовершенстве федеральных законов, которые бы регулировали деятельность таких школ, в ряде социально-бытовых, материально-технических и кадровых проблем. По мнению экспертов, ситуация требует решения вопроса на федеральном уровне, передает ТАСС.
Как рассказала директор образовательных программ проектного офиса Международной Арктической школы Якутии Наталья Ситникова, принятый в 2008 году республиканский закон о кочевых школах позволил организовать бесплатное обучение детей оленеводов без отрыва от семьи и традиционного образа жизни. Сегодня по этому закону работают одиннадцать школ в пяти арктических районах, но вот требования к ним уже другие — те же, что и к стационарным школам.
Как рассказали учителя кочевых школ, согласно нормативам, каждая кочевая школа должна располагать достаточной площадью учебных классов, спортзалом, столовой, рядом других материальных и образовательных условий. Выполнить эти стандартные требования и получить лицензию на образовательную деятельность нереально в условиях кочевой школы, отмечает директор Верхнеколымской школы и руководитель кочевой школы-филиала в эвенском селе Утая Святослав Николаев.

«О каких требованиях мы можем говорить, когда школы отапливаются печками-буржуйками и кочуют в условиях тундры?» — спрашивает он, полагая, что к модульным кочевым школам могут предъявляться иные требования. С ним согласен и первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Якутии Вячеслав Шадрин: «Выходим из ситуации тем, что оформляем кочевые школы как филиалы общестационарных школ. Приходится находить какие-то лазейки». Еще одна проблема — кадры, поскольку не каждый учитель готов работать в полевых условиях и кочевать с оленеводами, говорит Шадрин.

Получается парадоксальная ситуация, констатирует Ситникова. Законодательно признан традиционный полукочевой уклад жизни коренных народов, но от кочевых школ требуют стационарных зданий. По ее словам, решить проблему могут только поправки в федеральное законодательство. В этом заинтересованы и другие регионы, где есть формы кочевого образования, в частности Ямал. Инициативная группа учителей из северных регионов намерена обратиться к законодателям и добиться того, чтобы у кочевых школ и детсадов не требовали наличия капитальных зданий и постоянного земельного участка под ними.

Вячеслав Шадрин также предлагает внести изменения в федеральный закон об образовании, где наряду с домашним обучением предусмотреть форму обучения с учетом традиционного хозяйствования народов Севера. Он также считает важным открыть краткосрочные курсы по подготовке тьюторов, в том числе из состава чумработниц, чтобы затем организовать обучение детей на базе интернет-курсов. Кроме того, по его мнению, нужны изменения и в организации самого кочевого образования. «В самые холодные месяцы нужно, чтобы дети учились на базе обычных стационарных школ. С одной стороны, это решает вопросы с социализацией, а с другой – проблемы контроля и выравнивания уровня знаний», — говорит Шадрин.
Источник: http://www.csipn.ru/glavnaya/novosti-regionov/3866-kochevye-shkoly-v-yakutii-okazalis-pod-ugrozoj-zakrytiya#.Wr6ZaohuY2w
Фото: https://i1.wp.com/valueofthemoment.com/wp-content/uploads/2017/02/18-logo.jpg?resize=899%2C583

Добавить комментарий