Тувинская музыка — пластинка 2

Пластинка
вторая [rar, 19,8 М]
[Tuvinian music — 1,
throatsinging performance]

К наиболее древним образцам народной тувинской музыки относятся
наигрыши на музыкальных инструментах; короткие свободные
импровизации речитативного склада, отличающиеся обилием музыкальных
и текстовых повторов, альтераций; героические и эпические сказания,
а также обрядовые, трудовые, любовные, семейно-бытовые, колыбельные
песни. Основа ладового строя тувинской народной музыки —
ангемитоника. Ритм тувинской музыки характеризуется разнообразием
структуры. Песни подразделяются на три вида: узун ырлар (напевы
интонируются на большом дыхании, что требует специальных навыков,
исполнительная манера обобщает наиболее характерные черты
национального пения и отличатся большим тембровым своеобразием,
наличием специфических фальцетных призвуков); кыска ырлар (короткие
напевы, не имеющие мелодических орнаментирований); кожамык (песни
любовно-лирического содержания, в форме монолога или диалога).
Особым вокальным жанром тувинской музыки является горловое пение (хоомей
каргыраа, сыгыт, эзенгилээр, борбаннадыр со многими разновидностями)
— многоголосое пение одного певца, который исполняет мелодию и
одновременно с ней бурдонный бас. Некоторые разновидности стиля
хоомей встречаются у башкир, монголов, хакасов, алтайцев.

Мелодиям тувинских народных песен свойственна 2-частность,
квадратная структура. Слова чаще всего не прикреплены к мелодии. На
празднествах сольные песни иногда поются хором в унисон..

Музыкальный инструментарий богат и разнообразен: струнно-смычковые —

игил
,

бызанчи
; струнно-щипковые — шанзы, тошпулур, чадаган,
шелер-хомус, хола-хомус, клузун-хомус, тая хомус, соок хомус;
духовые — тун, моргу, шоор, амырга, эдиски, лимби. До октяборьской
революции бытовали также шумовые ламские и шаманские инструменты:
тун, конга, дамбыра, кенгирге, дунгур.Первые записи осуществлены
музыковедом А.В. Анохиным в 1909-10 годах.