Этно-­рок на хантыйском языке завораживает слушателей

Премию в размере 1000 евро недав­но привезла из российской столицы исполнительница этно-рока — коренная жительница Лянтора Вера Кондратьева.В Посольстве Финляндии в Москве состоялась церемония награждения лауреатов премий, присуждаемых финской культурной и общественной организацией «Общество Матиаса Алексантери Кастрена».

Музыкальная премия предназначена для поддержки и поощрения артистов моложе 35 лет, использующих родной язык в своем творчестве и исполняющих этно-, поп-музыку в России на любом из финно-угорских языков, тем самым способствуя укреплению позиций и развитию родного языка в области современной музыки.
В конкурсе приняли участие 41 автор слов и музыки, а также исполнители из 7 регионов России. Главную премию в номинации «Сочинение слов» получила жительница Лянтора Вера Кондратьева за песню «Ма мыхам» («Моя земля»).

Вера исполняет песню на пимском диалекте хантыйского языка. Музыку к песне ей помог написать Николай Руб­левский, руководитель местной рок-группы «Тень эмигранта», солисткой которой является девушка. «Песню «Моя земля» я написала в 2011 году под впечатлением от пос­ледствий экологического бедствия. Мы тогда объезжали свои угодья, они были полностью затоплены водой, — рассказывает Вера. — Там, где когда-то стоял красивый бор, теперь болото, сколько хватает глаз — из воды торчат палки. Лес умер, а вместе с ним — и все его обитатели. Так было печально, больно, как по сердцу ножом. Тогда эти строчки и родились. Это обращение не только мое, это касается каждого, у кого есть Родина».

Члены жюри конкурса отметили, что «Вера Кондратьева — блестящий интерпретатор. В песне народный музыкальный инструмент варган в сопровождении современной рок-музыки создает поразительный эффект. Шаманская обстановка захватывает слушателя».

Веру Кондратьеву, единственную среди призеров, пригласили осенью 2013 года в Хельсинки на мероприятия по случаю празднования «Дня Родства Народов».

От хард-рока

до «Светлой песни»

Песни «Ма мыхам», «Вороний день», «Ляма» и другие войдут с дебютный альбом группы «Тень эмигранта», работа над ним буквально поглотила музыкантов: живых выступлений стало меньше, идет студийная работа. Собственно, дисков будет два: первый — «Музыка поколений» с рок-композициями, где автор слов и музыки — Николай Рублевский. Второй диск под названием «Неви арых» (в переводе с хантыйского — «светлая, чистая песня») — песни Веры Кондратьевой.

— С выпуском первого альбома нам обещал помочь Еремей Данилович Айпин — заместитель председателя окружной Думы, наш земляк. Ему очень понравилась идея знакомить современников с хантыйской культурой, в частности с языком, через этно-рок. Смешав гитарные аккорды, ритм барабанов, партии клавишных со звучанием традиционных инструментов — бубна и варгана, мы получили интересный музыкальный рисунок», — рассказывает девушка. Но дело не только в музыке. А в удивительном голосе, женском обаянии Веры. Когда видишь на сцене этот коллектив, невозможно отвести взгляд от хрупкой светловолосой солистки с глубоким, как будто гортанным голосом.

О чем поет Вера? Смысл слов поймут лишь коренные жители югорской земли. Но аудитория, словно под гипнозом, затихает, вслушивается и словно погружается в иное измерение… Перед глазами таежные просторы, озера и реки, скованные льдом, красивая девочка в расшитом полушубке, щурясь, смотрит на ворону — предвестницу весны.

— В наших планах — сделать клип на песню «Вороний день»: добрый и веселый мульт о том, что это за праздник. У нас песня начинается с продолжительного проигрыша, визуальный ряд такой: в северные края летит ворона, несет весть о близкой весне. Дети-ханты, завидев ее, выбегают из дома, они рады переменам, скорому теплу, солнцу», — рассказывает Николай Рублевский, дополняя слова богатой мимикой, жестами, и представить эту картинку совсем не сложно. Мы с Верой улыбаемся. «Сюда же можно вставить натурные съемки с выступлений нашей группы: 20 апреля нас приглашали спеть под открытым небом на территории Лянторского этнографического музея, на празднике «Вороний день», в мае собираемся в Сургутский краеведческий музей», — делится планами основатель группы «Тень эмигранта».

В группе сменилась не одна солистка, прежде чем мужской состав принял Веру, как родную. Собственно говоря, именно с ее приходом началась новая глава в жизни творческого коллектива. Хард-рок, который был доминирующим в интересах музыкантов, уступил место этнической теме. Начались репетиции хантыйских песен.

«Мы используем нарцюх — это струнный музыкальный инструмент, бубен, есть песни, в которых присутствует варган — инструмент северных народов. У нас, у ханты, щипковый инструмент называется тумран, его делают из кости лопатки оленя. В планах его приобрести, тоже введем его в исполнение», — комментирует Вера. «Чтобы хард-рок сыграть с этнической музыкой, надо пуд соли съесть: перелопатить много музыки, рок-н-рол переслушать. Это вам не русский «хэви метал»: зарядил гитару и пошел. Во-первых, к этнической музыке тоже нужно прикоснуться», — добавляет Николай. Уже сложившийся успешный коллектив, узнаваемый за пределами Лянтора, приняли и на окружном уровне. В ноябре 2011 года рок-группе «Тень эмигранта» присвоено звание народного коллектива.

Две дорожки, два Николая

Интересный музыкант — интересный человек, убеждена Вера.

— Однажды, гуляя с сыном, я впервые увидела Николая Рублевского. По его виду сразу поняла, что это человек не местный, приехал недавно. Он шел в широкополой шляпе и кирзовых сапогах! С его-то цыганской внешностью его нельзя было не выделить из толпы. Сразу видно — творческая личность. Я поняла, что наступит время, и мы познакомимся. Поэтому не удивилась, когда, придя устраиваться на работу в ДК?»Нефтяник», увидела его на крыльце. Через пару месяцев продюсер группы Виктор Кузнецов предложил ребятам послушать, как я пою. Для меня это памятный день: когда я вошла в студию, услышала, как они играют, мурашки побежали по спине — так мне понравилось!», — вспоминает солистка группы «Тень эмигранта».

Они ездят на гастроли «всем табором», вместе с женами и детьми. Причем Вере приходится, пожалуй, труднее всех, у нее двое мальчишек: Славе — седьмой год, Ярычу (Ярославу) — всего 10 месяцев. У кормящей мамы ни возможности, ни желания надолго расставаться с детьми нет. Благо, муж Николай поддерживает ее во всем.

— У моего мужа красивая фамилия — Калинин. Но я оставила девичью — Кондратьева. Я — публичный человек, известная в городе и за его пределами артистка, поэтому смена фамилии могла отразиться на моей карьере. Кто такая Вера Калинина? Я решила не путать людей, оставить, как есть. А сколько хлопот с документами… В общем, мы с Колей нашли взаимопонимание, он — человек широких взглядов, эрудированный, — хвалит супруга молодая жена.

Оговорюсь сразу, Вере — 28 лет. Но когда она вместе с сыновьями, посторонние часто принимают ее за старшую сестру, которая проводит время с братьями. В такси девушку просят пересесть назад, в магазине могут потребовать паспорт. «Когда мне было 18 лет, это задевало, а теперь я спокойно к этому отношусь», — говорит Вера.

Дочь Югры

Когда мама Веры, Татьяна Кондрать­ева, носила под сердцем ребенка, ее муж загадал: пусть второй ребенок в семье будет мальчиком, бойцом. С первым, как можно догадаться, он ошибся. А про бойца, как в воду глядел. Вера — яркая, талантливая дочь Югры, патриот и защитник своей земли. Национальное самосознание в семье Кондратьевых передается от старших к младшим.

Аграфену Сопочину, тетю Веры Кондратьевой, знают не только представители коренного этноса. Хотя именно на стойбищах ханты в сборе фольклорного материала она проводит значительную часть времени. Для лянторцев она — автор научных трудов по лингвистике родного языка и бесценный источник знаний о культуре хантыйского народа. Книги для детей, обучающихся в национальных интернатах, она выпускает под девичьей фамилией — Песикова. Кроме того, Сопочина — активистка общественной организации «Спасение Югры», которая отстаивает интересы ханты, включая участие в обсуждении наименования улиц Лянтора в честь выдающихся коренных жителей Югры.

— Ханты составляют всего один процент от общей численности населения округа, из-за техногенного воздействия народ постепенно теряет былую самодостаточность. Вот и приходится жить в городе, работать, учить детей, чтобы у них было достойное будущее, — печалится Вера.

Да, она вполне современная девушка: имеет профессиональное образование, водит машину, общается с фанатами на страничке в соцсети, но готова многим из этого поступиться, лишь бы вернуть родовым угодьям прежний девственно чистый вид.

В 30 километрах от Лянтора Кондратьевы-Калинины ставят стойбище, рядом течет река. Отношение к природе у ханты священное, наряду с распространенным христианством, до сих пор сильны языческие корни: лесные люди обожествляют животных, деревья, водоемы. Именно поэтому так возмущает аборигенов потребительское отношение к тайге. Горы мусора после пикников, частые лесные пожары, причина которых небрежно брошенный окурок, — последствия промышленного освоения Севера. Нас, техногенных, есть за что не любить.

— Когда вступаешь в лес, где жили предки, не передать словами, что я чувствую! Так мне хорошо, спокойно, уютно, — говорит Вера Кондратьева. — Только когда я стала студенткой в Тюмени, поняла, как скучаю по земле, как хочу вернуться домой. Поэтому мы с мужем решили жить здесь. Связь с родной землей существует. Слава, старший сын, который день повторяет: «Мама, я хочу в лес! Кода мы поедем?».

Вдали от городской суеты человек начинает по-другому думать, утверждает певица: «Не надо богатства, все лишнее отпадает. Есть только человек и природа, как задумано богом».

Вера Кондратьева нашла свой путь. Она поет о красивой реке Ляме, о традиционном национальном празднике «Вороний день», о родной земле. Живым ручьем песня проникает в сердце, питает душу. И тогда чужая радость, как и чужая боль, уже не кажутся далекими.

Источник http://www.mngz.ru/

Добавить комментарий