Вепсы

Карелия, Ленинградская и Воронежская области – вот так далеко разбросаны друг от друга три ветви вепсов, которые с древних времён известны как «чудь».

Вепсы (вепсск. вепся, бепся; устаревшее — чудь) — малочисленный финно-угорский народ, живущий в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях в России.

Предками вепсов являются средневековые финно-язычные племена веси, значительные группы которой сыграли важную роль в этногенезе карелов, а также участвовали в формировании северных русских и западных коми.

Вепсы традиционно были земледельцами. Важное значение в богатом рыбой и пушным зверем крае имели рыболовство и охота, превратившиеся со временем наряду со сбором грибов и ягод в подсобные промыслы. В XVIII в., когда Петр 1 основал железоделательные и оружейные заводы близ Онежского озера, вепсы познакомились с фабрично-заводским трудом. Славились они и как искусные ремесленники — резчики по камню и дереву, гончары; отхожими промыслами были также лесозаготовка, сплав, бурлачество.

Традиционное жилище и материальная культура вепсов близки к северорусским, но дома отличаются Т-образной планировкой связи жилой части с крытым двухэтажным двором; в интерьере избы стол занимает т. н. финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение. Для женской традиционной одежды характерно бытование юбочного (юбка и кофта) и сарафанного комплексов. Традиционная пища — кислый хлеб, пироги-рыбники, рыбные блюда; напитки — пиво, хлебный квас.

До 20-х гг. нашего столетия сохранялись архаичные социальные институты — сельская община и большая семья. Семейные обряды в целом сходны с северорусскими, но для свадебной церемонии характерно ночное сватовство, ритуальное съедание молодыми пирога-рыбника, в похоронной обрядности выделяется два типа похорон — с причитаниями и с «веселением покойника».

В XI-XII вв. среди вепсов распространилось православие, однако долго сохранялись языческие верования.

Среди эпических жанров фольклора представляют интерес зачатки исторического эпоса — предания о первых насельниках местного края, так называемых панах-предках, а также о древней чуди. Развит сказочный эпос (волшебные, бытовые, сатирические сказки). Довольно устойчиво сохраняются некоторые жанры обрядового фольклора, например, погребальные причитания. Широко бытуют разнообразные пословицы, поговорки, крылатые выражения.

По мотивам вепсского музыкального фольклора профессиональными композиторами написаны «Вепсская рапсодия» Р. Пергамента, «Вепсская сюита» Л. Вишкарёва, «Фантазия на вепсскую тему для квартета кантеле» А. Голланда.

Одежда вепсов, западноевропейского, точнее скандинавского происхождения, крепилась на плечах фибулами. На руках стали носить массивные бронзовые браслеты. С XI в. у приладожского населения обозначились тесные связи с Новгородом. Единственный документ, сохранившийся от тех времен, — Уставная грамота Святослава Ольговича. С этого времени многие западноевропейские вещи исчезают, вместо них появляются разнообразные древневепсские украшения, изображающие птиц и животных, к которым, в свою очередь, подвешивались на цепочках колоколообразные подвески, привески в виде лапок водоплавающих птиц, так называемые шумящие украшения, при движении издававшие мелодичные звуки, и тем самым отгоняющие от владельца нечистые силы.

В XI—XII вв. продолжаются развития отношений с русскими и в обиход входят славянские изделия, а к концу XIX-XX на территории Карелии уже проживают три народа: русские, карелы и вепсы. Все эти народы были не только земледельническими, но и вели промысловый образ жизни: ловили рыбу и охотились в Карельской тайге.

Для защиты от различных несчастий, от происков нечистой силы или же просто от природной стихии народы Карелии использовали обереги и амулеты. Обереги разделялись на вещественные (предметные), символичные и словесные (заговоры). Самыми ранними оберегами становились самые разнообразные предметы — огонь, ласточка, камни, рога и зубы животных. Их держали дома, клали в садах и на полях, носили на шее, прикрепляли к одежде. Амулеты же — это предметы, которые, по древним представлениям, способны охранять их владельца от бедствий, неудач, болезней и зла. Со времен обитателей пещер амулет, наделенный тайными магическими силами и снабженный известными фигурами, знаками или надписями, выполняет охранные функции. Ими становятся украшения с нанесенными на них орнаментами и узорами.

Источники:

http://herbalogya.ru/oberegi/vepsi.php

http://ru.wikipedia.org/wiki/Вепсы

http://finugor.ru/node/867

Добавить комментарий