Тувинцы-тождинцы

Тувинцы-тождинцы – народ Крайнего Севера, живут в местности, где по статистике на 10 кв.м. приходится один человек. Отличаются от прочих тувинцев занятиями и культурой.

Тувинцы-тоджинцы (тоджинцы, самоназвание туга, туха) — особая этническая группа тувинцев, компактно проживающая в Тоджинском кожууне. Численность — 4442 человека (2002 г.). Относятся к малочисленным народам Севера и пользуются особыми льготами. Говорят на тоджинском диалекте тувинского языка.

В кон. 1-го тыс. н. э. в горно-таежную вост. часть Тувы-в Саяны (нынешний Тоджинский р-н), заселенные ранее самодийскими, кетоязычными и, возможно, тунгусскими племенами, проникли тюркоязычные племена туба (дубо в кит. источниках), родственные уйгурам. К 19 в. все нетюркские обитатели восточной Тувы были полностью тюркизированы, а этноним туба (тыва) стал общим самоназванием всех тувинцев

Традиционными видами хозяйствования тувинцев-тоджинцев являются оленеводство, рыболовство, охотничий промысел и сбор ягод, орехов, трав и т.п. Зимой тувинцы-тоджинцы живут в деревнях, селах или на зимних стоянках, а летом кочуют на обширные горные пастбища, уходят в тайгу на охоту или на берега рек и бескрайних озер за рыбой. Охотой занимаются также и в зимнее время. Жилищем пастуха оленей или охотника является чум, который изготовляется или из бересты деревьев, или из оленьих шкур, но также встречаются деревянные хижины и обычные юрты. В настоящее время чум как традиционное жилище тоджинцев стал использоваться все реже.

Традиционным жилищем восточных тувинцев — оленеводов (тоджинцев) служил чум, который имел остов из наклонно поставленных шестов. Его крыли в летне-осеннее время берестяными полстями, а зимой — полстями, сшитыми из лосиных шкур. При перекочевках перевозили лишь полсти. В период перехода к оседлости во вновь создаваемых колхозных поселках многие тоджинцы сооружали постоянные чумы, которые крыли кусками лиственничной коры.

Традиционные верования тувинцев-тоджинцев представляют собой систему шаманских воззрений, точнее, их ветвь — сибирский шаманизм. Традиционные обряды тесно переплетены с окружающей природой, основаны на ней. У каждой, даже небольшой горы, у каждого дерева, у каждого озера или реки есть свои духи. Мир разделяется на три мира — Верхний, Средний и Нижний. Посредником между людьми и духами является шаман.

Шаманы разделяются на разные категории, в основном по своему происхождению. Так, выделяются шаманы, ведущие свое происхождение от: 1. Шаманов-предков. 2. Духов земли и воды. 3. Неба. 4. Злых духов “албыс” и 5. Злых духов “аза”. Но настоящим шаманом является только шаман, имеющий наследственное происхождение.

Развито устное поэтическое творчество различных жанров: героический эпос, легенды, мифы, предания, песни, пословицы и поговорки. Поныне сохранились сказители , исполняющие в устной форме огромные по объему произведения эпоса Тувинцев.Особое место в тувинской музыкальной культуре занимает т. н. горловое пение, в котором обычно выделяют четыре разновидности и соотвествующие им четыре мелодических стиля.

Источники:
http://www.allsever.ru/narod.php?ds=769
http://www.severcom.ru/nations/item32.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Тувинцы-тоджинцы

Добавить комментарий