Тубалары

В Республике Алтай живут тубалары – малый народ, наименее изученный из всех народностей юго-западной Сибири. Особенно в том, что касается этнографии.

Тубалары (самоназвание туба) — тюркоязычный народ, живущий в Республике Алтай. По переписи населения 2002 года численность тубаларов в РФ составила 1565 чел., в том числе в Республике Алтай — 1 533 чел. — в основном в Чойском районе.

Хозяйство и быт тубаларов характеризуется чертами типичными для культуры охотничьих племен и народностей, обитавших в горно-таежной местности. Основным занятием были охота на соболя, белку, зайца, лису, медведя, лося, рыболовство и собирание съедобных диких растений — колбы (черемша), калины, смородины, кандыка, сбора кедрового ореха, заготовкой их впрок на зиму и для продажи.

Охота велась различными способами: устраивались деревянные ловушки-капканы, луки-самострелы, ловчие ямы и деревянные загороди для крупных зверей. Лук со стрелами был широко распространен вплоть до XIX века, а затем его вытеснило шомпольное ружье. Охота велась только на родовой территории. Охотничий образ в горной тайге наложил отпечаток на все стороны быта тубаларов.

Жизнь древних обитателей черневой тайги начала меняться после поселения русских крестьян и возникновения Алтайской духовной миссии. Многие тубалары заимствовали у русских крестьян элементы хозяйствования и быта. Стали вести комплексное сельское хозяйство, оседлое скотоводство со стойловым содержанием скота. Позднее к этому хозяйству добавляется пчеловодство и огородничество. Стали для жилья рубить русские избы.

В советское время на территории бывших родовых, земель началось освоение лесного богатства этих районов. Стали вывозить лес. Тубалары остались без охотничьих угодий.

Данные по шаманизму туба касаются главным образом функций и ритуальной практики камов, их облачения, атрибутов культа (бубны, колотушки и т.д.), а также некоторые данные о структуре мира и пантеоне богов. Наиболее любопытными из них являются отдельные сообщения информаторов о наличии у шаманов из числа туба специального культового костюма.

Достаточно фрагментарными выглядят полученные материалы по пантеону богов у туба. Небожители «тенгрелер» распределяются по отдельным слоям мира. На самом верху находится Уш Курбустан – «оре турган кудай Курбустан» (букв. «на верху сидящий бог Курбустан»). Ниже его находились другие небожители. В качестве таковых нам, в частности, называли Ава Яжима. Это имя можно сопоставить с известными в литературе мифологическими персонажами Яжил-ханом (туба, род комнош) и Тьажином (челканцы) (Сыченко Г.Б. 2000, с. 122; Токарев С.А., 1947, с. 148). Вероятно, многие из них носили локальный характер и были известны только на уровне отдельных родов или их групп. К сожалению, в нынешних условиях, опираясь лишь на полевой материал, этого уже нельзя установить.

Традиционную свадебную обрядность туба, как и многих групп населения Сибири, можно разделить на три части: предсвадебную, собственно свадебную, послесвадебную. Несмотря на отдельные локальные различия, они демонстрируют единство форм и действий практически на всей территории расселения рассматриваемой таежной группы. Во многом сходные традиции в свадебной обрядности наблюдаются также у ближайших соседей туба – челканцев (Кандаракова Е.П., 1999, с. 21-72).

Выявлен также значительный пласт культуры, связанный с родильной обрядностью. Рождение ребенка являлось важным событием молодой семьи. Как и вступление в брак оно также было обставлено разного рода запретами и обрядами. Одни из них носили чисто прагматический характер, другие – были явно облечены в религиозно-магическую окраску охранительного порядка.

В традиционной погребальной обрядности туба выявлено два основных типа захоронений – воздушный и подземный. Первый их них исторически, видимо, предшествовал второму. При этом для последнего типа можно выделить две разновидности подземного погребения.

Источники:
http://new.hist.asu.ru/naltai/kultura.html
http://www.raipon.info/index.php/narody/narody-severa-sibiri-i-dalnego-vostoka-rf/277-2009-08-27-11-11-51
http://ru.wikipedia.org/wiki/Тубалары

Добавить комментарий