Сойтоы

Сойоты (они же саяты) – народ охотников и оленеводов, ранее причисляемый к бурятам, но по результатам всероссийской переписи 2002 года выделенный в особую группу.

Сойоты (или саяты) — коренной малочисленный народ России в республике Бурятия (населяет Окинский район Бурятии).
Этноним сойот восходит к одному из родовых названий — соян (соет, сойонг). К нему же восходит название горного хребта — Саяны (Саянская землица в русских документах 17-18 веков), место, где обитали люди, принадлежавшие к роду (или родам) саян. Сойоты ранее занимали достаточно большие территории в горах и в Тункинской долине.

Сойоты являются потомками саянских самодийцев, являвшихся частью древнейшего самодийского населения Восточных Саян, оставшиеся в пределах своей прародины и подвергшиеся впоследствии тюркизации, которая охватила прежде всего язык и лишь частично затронула хозяйство, материальную культуру и мировоззренческую систему. Первые письменные источники о сойотских племенах относятся к XVII веку. Это русские приказные книги «Сказы» казаков и служилых людей.

С заселения Саян бурятами сойоты женились на бурятках. Произошла вторичная смена языка (бурятизация (монголизация)), хотя в хозяйственной жизни сойоты оставались таежным людом — оленеводами, охотниками. К тому времени сойотов уже при переписи населения записывали как бурят, хотя они сохранили культуру и этническое самосознание. Лишь перепись 2002 г. учла сойтов отдельной народностью.

В течение второй половины ХVII-XVIII веков на основе древней тюрко-язычной сойотской и пришлой бурятской культуры на территории района складывается симбиоз двух хозяйственно-культурных типов — скотоводческого и оленеводческого, этому способствовали природно-климатические особенности региона.

Сойоты — это оленеводы и охотники, в хозяйственном отношении ими были задействованы лесная и предгольцовая зона Саян, расположенная на юго-востоке района. Буряты вели скотоводческое хозяйство и занимали степные долины рек, альпийские луга, т.е. внутри района образовались две этнотерриториальные области в каждой, из которой находился один из этносов.

На Саянах существует хозяйственно-культурный тип оленеводов таежного типа — вьючно-верховой тип оленеводства, получивший название саянский, которое является остатком древнейшего оленеводства населения древнего Саяно-Алтайского региона. Здесь разводили карагасскую породу северных оленей.

Роль оленеводства была очень большой в хозяйстве сойотов, они давали еду, одежду, использование оленей как транспорт позволяло осваивать большие промысловые угодья. В условиях окинского района одному охотнику достаточно было иметь 3 оленей — 2 рабочих быка и одну самку. Дело в том, что у сойотов олени содержались лишь для проведения охотничьего промысла, после сезона охоты они передавались кому-нибудь из знакомых для ухода и пастьбы.

Рыболовство у окинских бурят в древности было редким явлением, потому что это занятие считалось грехом. Многочисленные реки и озера Оки богаты рыбой, старики говорили, что они прямо кишели рыбой, их можно было ловить, протыкая заостренной палкой. Рыболовство как промысел появился в конце XIX веков, с появлением русских служилых людей, от них местные жители переняли способы и средства рыбной ловли.

Традиционные религиозные представления составляют мировоззренческий аспект культуры, и представляют собой сложный комплекс разнообразных анимистических и магических представлений, суеверий и запретов. Многие из них связаны с культом гор, в основе которого лежит почитание земли.
В сакральном смысле горы обладают наибольшей космичностью и соотносятся с идеей высшей духовной власти. В мифопоэтической картине мира большинства культурных традиций, образ горы символизирует центр мироздания. Выполняя свою духовную миссию, горы хранили наиболее архаичные типы культур с присущей им особым мифологическим сознанием, основанном на постижении гармонии Вселенной. Саяны до настоящего времени ограждали Оку от натиска промышленного освоения, оберегали не только природу, но и человека, сохранив в нем сознание глубокого единства с окружающим миром.

Горы представлялись посредником между небом и землей. На горе проводились моления, посвященные небесным божествам. Такими священными местами для окинцев являются «Ахын 13 хаданууд».
Гора Ринчин-Лхумбэ находится на территории Монголии в районе озера Хубсугул.. Она считалась горой-покровителем для сойотов. Придя на новые земли, они назвали одну из величественных гор таким же именем, и поклонялись ей также как и на родине.

Источники:
http://egov-buryatia.ru/index.php?id=375
http://www.rusnations.ru/etnos/soyot/
http://ru.wikipedia.org/wiki/Сойоты

Добавить комментарий