Шорцы

Шорцы – народ севера, делящийся на две группы – лесостепные и горнотаежные. До встречи с русскими основным занятием была ковка железа, но её сменила охота.

Самоназвание шорцев — шор. Другие этнонимы, применявшиеся по отношению к шорцам: кузнецкие татары (термин, употреблявшийся русскими по отношению к шорцам в ХVII — ХVIII вв.), кондомские и мрасские татары (термин, употреблявшийся русскими по отношению к шорцам в ХVII — ХVIII вв.), абинцы (термин, употреблявшийся русскими по отношению к шорцам в ХVII — ХVIII вв.).

Основная территория расселения — бассейн среднего течения р. Томь и ее притоков Кондома и Мра-Су — Таштагольский, Новокузнецкий и Междуреченский р-ны, гг. Мыски, Междуреченск, Таштагол, Новокузнецк, Кемерово. Численность шорцев в [Российской Федерации]: 1989 г. — 15,7 тыс. чел., в т.ч. в Кемеровской области — 12,6 тыс. чел. Общая численность 16,6 тыс. чел.

Среди шорцев выделяются этнографические группы: северная, или лесостепная («абинская»), и южная, или горнотаежная («шорская»). По антропологической классификации шорцев принято относить к уральскому типу большой монголоидной расы. В то же время по ряду морфологических и краниологических признаков шорцы выходят за рамки как уральского, так и южносибирского антропологических типов.

В 17-18 веках русские называли Шорцев «кузнецкими татарами «, «кондомскими и мрасскими татарами», абинцами. Сами себя они называли по именам родов (Карга, Кый, Кобый и др.), волостей и управ (Таяш-Чоны — Таяшская волость) или рек (Мрас-кижи — мрасские люди, Кондум-чоны — кондомский народ), за пределами территории проживания — аба-кижи (аба — род, кижи — люди), чыш-кижи (люди тайги). Алтайцы и хакасы называли их по имени рода Шор. Это название широко распространилось и было введено как официальное в 20 веке.

В 1925 был образован Горно-Шорский национальный район с центром в селе Мыски, потом — селе Кузедеево, упразднённый в 1939. Численность в 1926 -14 тыс. человек.

До 19 века одним из основных занятий Шорцев были выплавка и ковка железа, особенно развитая на севере. Они платили дань железными изделиями тюркским каганам, обменивали их у кочевников на скот, войлок, с 18 века сбывали железные изделия русским купцам. Русские называли их «кузнецкими людьми», их землю — «Кузнецкая земля». К концу 18 века, с ослаблением связей с кочевниками и усилением контактов с русскими, изделия шорского кузнечества не выдерживали конкуренции с привозными русскими изделиями, и кузнечество постепенно стало исчезать, основным занятием стала охота.

Первоначально преобладала загонная охота на крупного копытного зверя (олень, лось, марал, косуля), позднее — пушной промысел (белка, соболь, лисица, колонок, выдра, горностай, рысь) — до 19 века с луком, затем с ружьями, полученными от русских купцов. Охотой занимались от 75 до 90% хозяйств Шорцев (1900). Промышляли зверя в пределах родовой охотничьей территории артелями по 4-7 человек (первоначально — из родственников, потом — из соседей). Жили в сезонных жилищах из ветвей и коры (одаг, агыс). Пользовались лыжами (шана), подшитыми камусом. На ручной нарте (шанак) или волокуше (суртке) тащили груз. Добычу делили между всеми членами артели поровну.

Основным источником питания служило рыболовство. В низовьях рек оно было основным занятием, в других местах им занималось от 40 до 70% хозяйств (1899). По реке передвигались с помощью шестов на лодках-долблёнках (кебе) и берестянках.

Верующие шорцы официально считались православными христианами (и носили русские, т.е. христианские имена), но наряду с православием у них прочно сохранялись традиционные верования: культы духов (хозяев) природы — гор, рек, промысловый культ, почитание верховных божеств — Ульгеня и Эрлика, родовых и личных покровителей. Сохраняли свое значение в жизни шорцев шаманы (камы), была развита мифология.

С середины 1980-х годов идет процесс возрождения духовной культуры шорцев, которое подчас выражается в возобновлении традиционных культовых обрядов, в праздновании особых «национальных» праздников — праздника мифологического прародителя Ольгудека, весеннего Пайрама и др., сопровождаемых исполнением эпоса.

Источники:
http://www.hrono.ru/etnosy/shorcy.html
http://letopisi.ru/index.php/Шорцы
http://www.narodru.ru/peoples1301.html

Добавить комментарий