Селькупы

Томская и Тюменская области, Красноярский край – основное место расселения селькупов. Как и многие народы, они делятся на северную и южную подгруппы.

selk

Селькупы (селькуп. сёльӄуп, суссе ӄум, чумыль-ӄуп, шельӄуп, шешӄум; устаревшее — остяки-самоеды) — народ, живущий на севере Западной Сибири. До 1930-х их называли остяко-самоедами.
Численность в России — около 4250 чел. (по переписи 2002).
Селькупы живут на севере Томской (1 787 чел.) и Тюменской (1 857 чел.) областей (в частности, в Ямало-Ненецком АО — 1 797 чел.) и в Красноярском крае (412 чел.).
Существуют две группы селькупов — северная (самознавание — «солькуп», «шолькуп») и южная (самознавание — «чумыль куп», «суссе кум» или «шош кум»). Северные селькупы живут на востоке Ямало-Ненецкого автономного округа (Красноселькупский район) и севере Красноярского края (Туруханский район). Южные селькупы живут на севере Томской области (Колпашевский район, север Парабельского и Каргасокского районов). Существует также классификация с более сложной географической привязкой: кетские селькупы (сюсюкумы), обские селькупы (шошкупы), и т. д. Селькупскими национальными административно-территориальными образованиями являются Красноселькупский район и Иванкинское национальное сельское поселение в Колпашевском районе Томской области.

Селькупы вели комплексное хозяйство, главными отраслями которого были охота и рыболовство. Основным объектом пушной охоты в 19 веке были белка, горностай, охотились также на лисицу, росомаху. Северные селькупы добывали песца. О распространенности беличьего промысла говорит наличие у селькупов специальной (основной) меновой единицы сарум — связка из десяти беличьих шкурок. Для нарымских селькупов большое значение имела охота на боровую дичь, которая являлась основным источником мяса. Вторым по значению был рыбный промысел. У нарымских селькупов он играл большую роль, чем на севере. Основные объекты промысла— осетр, нельма, омуль, чир, муксун, стерлядь, налим, щука, карась, другая речная и озерная рыба.

Оленеводством занимались селькупы северной группы, главным образом — тазовские. Селькупское оленеводство — таежного типа. Размеры стад и маршруты сезонных передвижений были относительно невелики. Селькупы, в отличие от ненцев, не пользовались пастушеской собакой. Пастьба оленей вообще практиковалась редко, даже зимой.

К настоящему времени традиционный хозяйственный комплекс томских селькупов сильно разрушен. Многие из них утратили навыки занятия профессиональным охотничьим промыслом и рыболовством. Добывают рыбу и зверя исключительно для собственных нужд. Значительно лучше сохраняются традиционные занятия у северных селькупов-оленеводов. Для современного селькупского населения характерна преимущественная занятость в сфере обслуживания. Селькупы с высшим и средним специальным образованием работают в учреждениях просвещения, культуры, управления. Среди инженерно-технических работников промышленности и сельского хозяйства селькупов практически нет. В домашнем хозяйстве селькупы предпочитают промысловую деятельность (охота, рыболовство). Огородничество не получило широкого развития. В животноводстве предпочтение отдается содержанию лошадей.

Для селькупов характерны анимистические представления об окружающем мире. Почитались дух-«хозяин» леса (мачиль лоз), дух-«хозяин» воды (уткыль лоз) и т.п. Для того чтобы обеспечить успех в промысле, «хозяину» леса и «хозяину» воды приносились жертвы.

Традиционное поэтическое творчество селькупов представлено преданиями (тентыль), сказками (чапта), загадками (нуркытса) и шутками-поговорками. В традиционном фольклоре занимает большое место повествование о всевозможных приключениях героя, о его столкновениях со злыми духами (хозяевами стихий). Несмотря на все свое коварство в борьбе с человеком злые духи всегда оказываются побежденными. Предания селькупов повествуют о войнах, которые предки вели с ненцми и эвенками; у южных селькупов сохранились предания о войнах с татарами. Союзниками селькупов по этим преданиям выступают кеты и ханты. В фольклоре селькупов содержится много указаний на старые, давно отжившие свой век верования и связанные с ними культы.

У южных селькупов старинным музыкальным инструментом был семиструнный «лебедь»; широко был распространен варган — костяная пластинка с вибрирующим язычком. Варган также служил женским шаманским инструментом и заменял шаманке бубен.

Источники:
http://www.nsu.ru/ip/selkups.php
http://www.raipon.org/Народы/НародыСевераСибирииДальнегоВостокаРФ/Селькупы/tabid/397/Default.aspx
http://ru.wikipedia.org/wiki/Селькупы#cite_ref-perepis_0-2

  2 comments for “Селькупы

  1. Yaroslava
    17.03.2014 at 10:15 пп

    На первом фото коми ижемки. Прошу поменять на достоверное изображение.

Добавить комментарий