Саамы

Саамы живут не только в России, но и на севере Европы, некогда их называли – лопари. Об этом народе писал ещё Тацит, в первом веке до нашей эры.

Саамы (самоназвание самь, с.-саамск. Sámit; скандинавы и русские называли их лопари или лопляне) — финно-угорский народ, живущий на севере Европы. По данным на 2002 года в России проживал 1991 саам, из них подавляющее большинство (1769 человек или 89 %) — в Мурманской области.

До XVII века основными занятиями саамов были охота и рыболовство, с XVII века начинает интенсивно развиваться оленеводство, ставшее для большинства саамов (так называемых горных саамов) ведущим занятием. Традиционное хозяйство саамов на морских побережьях, особенно в Норвегии, основано на промысле сёмги летом и осенью и трески весной (так называемые морские саамы), во внутренних районах Швеции и Финляндии — на речном рыболовстве, охоте и пушном промысле (речные саамы). Саамы Кольского полуострова сочетали занятие оленеводством с рыболовством и охотой. Современные саамы заняты в оленеводстве (в скандинавских странах и Финляндии число занятых в оленеводстве составляет не более 20%, в России — около 13%), рыболовстве, молочном животноводстве, других нетрадиционных отраслях. Значительная часть саамов живёт в городах.

Традиционным переносным жилищем саамов при перекочёвках служил шалаш из жердей, крытый летом мешковиной, а зимой оленьими шкурами, — кувакса у кольских, кота — у скандинавских саамов. Другое традиционное жилище (вежа, кота) — непереносная постройка в форме четырёхгранной пирамиды из жердей, крытая дёрном. Пол выстилался ветками и поверх них — оленьими шкурами. В центре устраивался очаг, над ним, наверху постройки — отверстие для выхода дыма. Зимнее жилище у скандинавских саамов — тупа, у кольских — пырт: срубная однокамерная постройка с плоской, чуть наклонной, дерновой крышей.

Традиционная мужская и женская одежда — юпа (куфт): прямая суконная или холщовая рубаха, которую мужчины подпоясывали широким кожаным поясом с подвешенным к нему охотничьим ножом в ножнах, кожаный мешочек с огнивом, кошелёк для денег, разного рода амулеты. Мужчины также носили ситцевую рубаху и штаны из сукна или оленьей кожи, женщины — рубаху, сарафан из яркого пёстрого или однотонного сатина на узких лямках и передник. Зимней верхней одеждой служил у скандинавских саамов пэск (или мудд), у кольских саамов — печок: глухая одежда из оленьих шкур мехом наружу со стоячим воротником, стягивавшимся ремешками; у женщин ворот, подол и обшлага рукавов украшались кусочками цветного сукна, тесьмой, бисером, перламутровыми пуговицами.

Для дохристианских верований саамов характерно поклонение небесным светилам (солнцу, луне), обожествление различных явлений природы. Долго сохранялись дохристианские верования и обряды, связанные с оленеводством, рыбной ловлей, поклонением священным камням или горкам из небольших камней, обычно около воды, промысловых мест, высоким пням (часто антропоморфного облика) — сейдам. Им приносили жертвы (мазали камень кровью убитого животного, рыбьим жиром). Некоторые из сейдов имеют собственные названия. До начала ХХ века в каждой семье хранились божки — завёрнутые в тряпку камешки. У саамов была распространена вера в божества — покровителей промыслов. Особым уважением пользовалась хозяйка оленьих стад Луот-хозик. Охраняла оленеводство и покровительница травы Рази-айке.

Международный день саамов отмечается 6 февраля. Именно в этот день в 1917 г. в норвежском городе Тронхейм состоялось первое саамское собрание, когда норвежские и шведские саамы объединились несмотря на государственные границы для решения общих проблем.
Решение о праздновании было принято в 1992 г. на 15-й конференции Союза саамов, объединяющего представителей этой национальности на всей территории Скандинавии и Кольского полуострова. Праздник отмечается в Норвегии, Швеции, Финляндии и в Мурманской области Российской федерации, где компактно проживает саамское население.

Источники:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%E0%EC%FB
http://www.karvin.ru/etnos/saams/
http://www.hrono.ru/etnosy/etnos_s/saamy.php

Добавить комментарий